Как правильно сделать разворот на перекрестке
Как правильно выполнить разворот на перекрестке по ПДД
Для многих начинающих автомобилистов разворот на перекрестке по ПДД является трудновыполнимым, поэтому подобные маневры являются одной из самых частых причин ДТП в условиях плотного городского трафика. На самом же деле разворачиваться на пересечении дорог, не создавая аварийной ситуации, не так сложно, главное, выучить и понять алгоритм действий для разных дорожных конфигураций.
Техника выполнения разворота согласно ПДД
Первое, что нужно научиться делать, чтобы свободно и безопасно разворачиваться на любой прилегающей дороге, это выбирать правильное место.
И прежде всего речь идет о приоритетных зонах, так как для выполнения подобных маневров подходят только два варианта – знак главной дороги при отсутствии сигнальной регулировки движения и зеленый свет светофора.
Второй момент, на который обязательно следует обращать внимание, это наличие знаков, разрешающих или запрещающих разворот. Так, изменять направление своего движения можно при наличии указателей, обозначающих зону для разворота (6.3.1/6.3.2), а также движение налево, прямо и налево, направо и налево (4.1.3/4.1.5/4.1.6) и направление по полосам (5.15.1/5.15.2).
Кроме того, многие водители руководствуются простым правилом, которое сводится к тому, что все незапрещенное можно расценивать, как разрешенное, и с этим не может поспорить даже ПДД.
Что касается самой техники для выполнения полного поворота, то он выполняется в соответствии со следующим алгоритмом:
- Выполнять разворот можно только из самого крайнего левого положения, которое нужно занять и включить соответствующий поворотник, предупреждая других участников дорожного движения о своих намерениях.
- Подъехав к середине перекрестка и пропустив всех, кто движется в приоритетном направлении (прямо и направо), необходимо вывернуть руль до упора влево и, не выезжая за пределы перекрестка и на встречную полосу движения, выполнить маневр, убедившись в том, что он не мешает тем, кто стоит на стоп-линии прилегающей дороги.
- Завершать полный поворот нужно так, чтобы четко вписаться в свою полосу, и только после этого выключить поворотник, если он не отключится самостоятельно.
Многие водители часто теряются, не понимая, по какой траектории им нужно развернуться, ведь и ближний, и дальний радиус являются допустимыми по правилам ПДД.
На самом деле выбор будет полностью зависеть от дорожной ситуации, и если владелец малогабаритного легкового транспортного средства не видит необходимости брать большую дугу для выполнения разворота, понимая, что он легко впишется в свою полосу без залезания на бордюр в условиях неинтенсивного движения, то можно смело следовать по условному малому кольцу.
В обратной ситуации лучше не рисковать, особенно если встречный поток слишком большой или габариты ТС не позволяют маневрировать в ограниченных условиях.
Кроме того, не следует выезжать на центр пересечения, если там уже стоят другие автомобили, ожидающие удобного случая для поворота налево или разворота, чтобы не создать затор.
Если же автомобилист не успел развернуться на разрешающий сигнал, но уже выехал на середину пересечения, то он обязан завершить начатый маневр, убедившись в том, что участники движения с примыкающих направлений будут его пропускать.
Правила разворота на перекрестках
Разобравшись с технологией выполнения маневра, следует рассмотреть определенные ситуации, прежде всего зависящие от конфигурации дорог и действующей на них сторонности движения. Всего существует несколько базовых схем, знание которых поможет не теряться в трафике в дальнейшем, каким бы сложным он ни был.
С односторонним движением
Выполнять полный поворот с одностороннего движения также следует из крайней левой полосы. В этом случае попадание на встречную полосу движения станет возможным, если после пересечения перекрестных дорог водитель увидит знак 3.1 «Въезд запрещен» или заедет на пешеходную зону.
Во всех остальных ситуациях разворачиваться можно и нужно, причем по малому радиусу, если позволяет пространство.
С трамвайными путями
Немного сложнее обстоят дела с перекрестками, на которых установленный светофор разрешает одновременное движение автомобилистам и движущимся в одном с ними направлении трамваям, то приоритет будет сохраняться именно за последним транспортным средством.
Единственным исключением, когда на регулируемых пересечениях безрельсовый транспорт не будет уступать рельсовому, является движение трамвая на дополнительную секцию своего оптического прибора при одновременной активации запрещающего сигнала.
Кроме того, автомобильный транспорт будет иметь привилегию на нерегулируемом перекрестке, в случае если он будет двигаться по главной дороге, а трамвай по второстепенной, обозначенной треугольным указателем 2.4 «Уступи дорогу».
Со светофором со стрелкой
Не стоит бояться светофоров с дополнительной секцией, помня о том, что его загорающиеся знаки следует трактовать буквально. И для того, чтобы развернуться в обратном направлении на перекрестке с такой оптикой, водителю достаточно будет просто дождаться момента, когда загорится левая секция, даже если основной сигнал останется красным.
Важно! В этом случае не помешает удостовериться в том, что все автомобили, движущиеся по примыкающей полосе, временно остановят свое движение.
Разрешение движения по секции и основной линзе также дает право на разворот. Другое дело, что занятие крайнего ряда с секционным светофором обязывает повернуть налево или развернуться, даже если изначально подобные действия не планировались.
Что же касается таблички с зеленой стрелкой, установленной рядом с красной линзой, то обычно она не имеет никакого отношения к развороту, предназначаясь для поворота направо на красный свет при условии отсутствия движущихся слева машин.
С двумя пересечениями проезжих частей
Разворот на участках с двойным пересечением, разделенным между собой разметкой, бордюром или целым бульваром, не противоречит ПДД, если в этой зоне не был установлен запрещающий знак или начерчена сплошная.
В этом случае техника разворота не будет отличаться от классической, предполагая выезд на середину перекрестка при движении по большому радиусу, пропуск всех движущихся во встречном направлении авто и выполнение разворота (актуально для разъезда при обоюдном повороте левыми бортами).
Если же на перекрестке многие водители собираются выполнить левый поворот, то нет смысла выезжать за ними, ожидая, когда они всех пропустят. В этом случае можно развернуться по малому кругу, не привязываясь к впереди стоящим машинам, главное, не забывать поглядывать в заднее зеркало, чтобы едущие сзади не восприняли левый поворотник, как уход на прилегающую полосу движения и не попытались обойти разворачивающегося с левой стороны.
Как правильно выполнить разворот без перекрестка
Вовсе не обязательно искать пересечение для того, чтобы развернуть свой автомобиль в обратном направлении. И даже наоборот, порой гораздо проще и быстрее сделать это на прямой, при условии, что на участке смогут поместиться четыре условных автомобиля.
В подобных ситуациях также нужно занять левую полосу своего направления, пропустить всю встречку и, выкрутив до упора рулевое колесо, быстро развернуться, заняв крайнее правое (желательно) или левое положение. Выполнять такие действия на узких участках пути с интенсивным движением не рекомендуется, ведь тогда водителю придется маневрировать в два этапа, что сильно снижает уровень безопасности.
Как вариант, можно заехать правым бортом на прилегающую территорию, получив больший радиус для завершения маневра, или даже сдать в такой «кармашек» задним ходом, в итоге получив лучшую обзорность.
Естественно, во всех перечисленных случаях на участке должна быть предусмотрена прерывистая полоса, которая может использоваться как самостоятельно, так и дублироваться справа от сплошной, указывая разрешенное для разворота место.
Штрафы за нарушение правил разворота
Пренебрежение правилами разворота на пересечении дорог карается штрафными санкциями, размер которых напрямую зависит от того, что именно забыл или неправильно сделал автомобилист.
К примеру, маневрирование без поворотника чревато взысканием в размере 500 российских рублей. Такой же тариф действует при развороте из любой другой полосы, кроме левой, а также в запрещенной зоне.
Запрещенным является и движение задним ходом на пересечении дорог, что чаще всего случается тогда, когда водитель не может правильно рассчитать траекторию своего движения, выбирая для маневрирования малую дугу.
В этом случае ему также придется выложить 500 рублей за свою неопытность.
Если же менять направление движения на участках с запрещающими знаками или разметкой, то размер штрафа автоматически возрастет в 2 или в 3 раза, составив 1000-1500 руб. Но самой недопустимой ошибкой считается езда по встречке и обойдется это удовольствие хулигану в 5 тысяч или же полугодовое лишение прав.
Распространенные вопросы
- Почему удобнее выполнять развороты на перекрестке? Разворот считается одним из самых опасных движений, поэтому опытные водители стараются не рисковать, выбирая для этих целей оптимальный вариант – регулируемый участок с перекрестным движением. В этом случае разрешающий сигнал исключает риск столкновения с автомобилями с примыкающих дорог, и все что придется сделать водителю, это пропустить тех, кто идет ему «на лицо» или поворачивает направо.
- В каких случаях разворот запрещен? Нельзя разворачиваться не только на перечеркнутый дорожный указатель 3.19, но и под знаками, обозначающими пешеходные переходы (5.19.1/5.19.2), туннель (1.31), железную дорогу вне зависимости от количества путей (1.3.1/1.3.2), опасный или несколько опасных поворотов (1.11.1/1.11.2), крутой подъем и спуск (1.13/1.14), остановку городского транспорта (5.16/5.17), а также движение в определенном направлении (4.1.1/4.1.2/4.1.4). Помимо прочего, не допускается изменение направления движения на противоположное на участках с одной или двумя сплошными разделительными полосами.
Также не стоит путать знаки, помня о том, что запрещенный поворот налево не предполагает отказ от маневрирования во встречном направлении и даже наоборот, изменение вектора движения в этом случае будет приветствоваться, если только оно не станет мешать другим участникам трафика.
Можно ли разворачиваться на перекрестке и как правильно выполнить маневр
Техника выполнения поворотов является весомой частью курса правил движения транспорта на дороге. Ведь нарушая данные правила, существует высокий риск создания аварийной ситуации. Тем не менее, разворот на перекрестке не является для автомобилистов запретным манёвром.
Общая характеристика
По правилам ПДД разворот на участке пересечения дорог – это довольно простая задача. Основным требованием к водителям авто является необходимость занимать крайнее положение проезжей части (с левой стороны). Определение максимально удобной для манёвров траектории остаётся на усмотрение водителя. Здесь нет чётко установленных требований. Разворачиваться на пересечении дорог уместно в тех случаях, когда не присутствует знаков, запрещающих данное действие.
Если отрезок дороги, где вам необходимо осуществить разворот, отмечен разделительной полосой, предельно внимательно выбирайте направление дальнейшего движения. Автомобилям запрещается выезжать на полосы со встречным потоком движения и на короткие отрезки времени. Тут рекомендуется отдать предпочтение траектории разворота дальнего вида.
На перекрёстках, не отмеченными разделительными полосами, разрешено применить любую траекторию: дальнюю, ближнюю, промежуточную. Будьте внимательны! Делать манёвр разрешено в черте перекрёстка, любой выход за пределы участка категорически запрещён.
Если радиус поворота авто превышает очертания проезжей части, водитель может понести наказание. Разворачиваясь на ограниченном участке пути, на котором отрезки проезжей части пресекаются, допускаются преимущественно однотипные ошибки.
Самые популярные такие нарушения:
- Если автомобилист нарушил пределы перекрёстка, разворачивая авто при помощи «дальней» траектории, далее неизбежно пересечение сплошной линии, которая разграничивает поток встречного транспорта. Размещение автомобиля требуется перпендикулярно к встречной полосе, поэтому фактического движения по встречному направлению не происходит. За подобные действия предусматривается наказание административного характера в виде штрафов (приблизительно 1 500 руб.).
- Когда водителем выбирается короткая (ближняя) траектория для разворачивания транспортного средства, нарушив границы перекрёстка, он фактически выезжает на встречную полосу. Эти нарушения считаются тяжелее предыдущего. Некомпетентного автомобилиста наказывают штрафом в размере пяти тысяч рублей либо временным прекращением действия удостоверения водителя (не более полугода). При повторном нарушении этого пункта период лишения удостоверения водителя составит один год.
Меры наказания, описанные выше, применяют для всех случаев разворота на перекрёстке, но учитывая все особенности конкретной ситуации.
Перекрёстки со светофорами
Технология разворота транспорта на регулируемом перекрёстке не осуществляется по похожему алгоритму. Водителю необходимо пропускать встречный поток автомобилей. Движение транспорта с боковых сторон прекращается после соответственного цветового сигнала светофора.
Перед манёвром водителю нужно осмотреть территорию. Удостоверьтесь, что нет указателей, запрещающих разворот автомобилей. Знак, запрещающий осуществлять поворот в левую сторону, не имеет отношения к процессу разворота автомобиля. Направление передвижения транспортного потока по полосе необходимо соблюдать в строгом порядке.
Водитель транспорта может маневрировать только в пределах перекрёстка. Категорически запрещено перемещаться на территорию встречной полосы. В случае нарушения границ участка автомобилисту грозит наказание.
Разворот на перекрёстке Т-образного типа
На перекрёстках Т-образного типа разрешено разворачиваться легковым автомобилям стандартных размеров. Исключение – это внедорожники со значительными габаритами, имеющие значительный радиус разворота. Запрет объясняется тем, что на таких участках дороги в городе запрещено передвигаться при помощи заднего хода, а также осуществлять разворот в два и больше приёмов. Водителям габаритных авто рекомендуется подобрать более удобное место для манёвра.
За передвижение задом на пересечении дорог предусмотрен штраф. В некоторых ситуациях на ограниченной территории разрешается разворачивать авто, применяя несколько приёмов. Такое решение поможет исключить необходимость передвигаться по встречной полосе, а соответственно риска остаться на время без водительского удостоверения. Но подобные приёмы могут стать причиной аварии.
Для манёвра на Т-образном перекрёстке, не регулируемом сигналами светофора, существуют отдельные правила.
Соблюдайте следующие рекомендации:
- ориентируйтесь на знак «Главной дороги»;
- обратите внимание на запрещающие знаки;
- возьмите за основу правило «Помехи справа» (когда нет запрещающих знаков);
- включите указатель поворота.
Присоединение дороги Т-образного плана скрывает опасность, поскольку покрытие и траектория главной дороги могут быть неровными. Делая манёвр, рекомендуется быть предельно внимательным, не превышать допустимую скорость движения автомобиля.
Как использовать прилегающую территорию
При передвижении по городу не всегда есть необходимость осуществлять разворот на регулируемом, нерегулируемом перекрёстке. Более безопасно можно выполнить эту задачу, используя прилегающую к проезжей части территорию. Согласно с ПДД, подобные движения не расцениваются как пересечение полосы, но автомобилистам также необходимо соблюдать некоторые правила.
При осуществлении разворота, используя прилегающую территорию справа, заезжать на свободный участок лучше задом. Благодаря этому перед возвратом в поток автомобилей вы сможете в полной мере осматривать состояние движения на дороге.
Специалисты рекомендуют разворачиваться преимущественно на прилегающих с правой стороны участках пути. Таким образом, исключается необходимость передвигаться по дороге задним ходом, создавая аварийные ситуации.
Перекрёстки с разделительной полосой
Некоторые водители расценивают перекрёсток, имеющий разделительную полосу, как обычный. По этой причине нарушают правила дорожного движения на подобном участке дороги, создавая аварийную ситуацию. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо помнить об отличии таких мест пересечения дорог от остальных.
В научной терминологии перекрёстками считаются места, в которых участки дорог одного уровня пересекаются, разветвляются либо присоединяются друг к другу. Границами таких перекрёстков являются воображаемые линии, соединяющие противоположные закруглённые участки проезжей части. Территория, находящаяся в средине условного прямоугольника, разрешена для совершения манёвра.
Под понятием «разделительной полосы» подразумевается часть дороги, которая выделяется при помощи разметки либо конструктивным способом. Эти линии предназначены для разделения проезжей части, а также для отделения автомобильной дороги от трамвайных путей, не предназначающихся для передвижения или остановки автомобилей.
Чёткого определения длины разделительных полос не существует. Их длина может составлять как несколько сантиметров, так и сотни метров. Чаще всего разделение осуществляется обычной разметкой белого или жёлтого цвета.
Но с этой целью также используют такие объекты:
Такое решение уместно в городах, поскольку оживляет и украшает ландшафт.
Технические аспекты
Перед тем как приступить к выполнению разворота, нужно определить подходящее положение на указанном участке дороги и занять его. К этому правилу не относятся ситуации, когда транспортное средство въезжает на перекрёсток с круговым движением. Если с левой стороны дороги попутно расположены трамвайные пути одного уровня, нужно разворачиваться либо поворачивать влево с путей.
Не разрешается совершать манёвры, если присутствуют соответствующие запрещающие знаки. Запрет на разворот может быть также обоснован соответственной разметкой. Водитель не должен создавать помеху для движения трамвая. Так, правильным будет расположение автомобиля на левой стороне крайней левой полосы.
Можно выделить следующие варианты выбора траектории передвижения:
Хотя эти радиусы неравнозначные, но правилами дорожного движения не определяется конкретная траектория. В каждом случае водитель принимает решение самостоятельно. Выбрать траекторию проще, рассматривая разворот как последовательные повороты влево.
Главное – не допустить размещения авто на полосе со встречным движением. Поскольку встречное движение осуществляется по половине проезжей части, уместно выбирать траекторию большого радиуса. Благодаря такому решению ваш манёвр не будет создавать неудобств остальным участникам движения.
Как выполнить разворот
Важным является вопрос, можно ли разворачиваться на перекрёстке, который не регулируется светофором. Этот манёвр выполняется согласно с правилами для других участков пути.
Алгоритм движения является следующим:
- Займите положение с левого края полосы, соблюдая правила движения. Включите сигнал поворота влево.
- Дождитесь нужного сигнала светофора. Подъезжайте в средину перекрёстка. При этом передние колеса автомобиля остаются прямые. Не продвигайтесь дальше средины участка. На оживлённых улицах за вашим авто может создаваться очередь, некоторые водители создадут помехи и перекроют путь. По этой причине внимательно осматривайте ситуацию позади своего авто.
- Транспортные средства, которые движутся прямо, необходимо пропустить. При отсутствии встречных автомобилей разрешается развернуться после пересечения проезжей части.
- Когда вы уверились, что весь транспорт пропущенный, можно приступать к процедуре разворота. В случае появления красного сигнала светофора, прекращать манёвр не нужно. Транспортные средства, которые начинают движение в вашем направлении, обязаны пропускать вас для завершения разворота.
- По завершении манёвра выключите сигнальные лампочки автомобиля.
Дальнейшее движение транспортное средство выполняет согласно с правилами.
Запрещённые для разворотов места
В месте, где предполагается разворот автомобиля, требуется высокая видимость всего участка дороги. Не рекомендуется совершать манёвры вблизи поворота либо неровной дороги.
Разворачиваться запрещается на таких объектах:
- переходы для пешеходов;
- мосты;
- переезд железнодорожного транспорта;
- остановки маршрутного транспорта общественного пользования.
Запрещается осуществлять разворот там, где видимость составляет меньше ста метров. Недопустимо пересечение сплошных осевых линий. При наличии подобной разметки рекомендуется продолжить движение до более подходящего места.
Как правильно использовать перекрёсток для разворота автомобиля в 2019 году: советы юриста
Разворот на перекрёстке является непростым манёвром, так как неточность при движении и незнание водителем определённых моментов могут привести к нарушению ПДД. Часто сложности при развороте возникают у неопытных автомобилистов, лишь недавно севших за руль. Поэтому, чтобы не совершать ошибок при развороте, давайте детально разберём манёвр, совершаемый на перекрёстке.
Что является разворотом согласно ПДД?
В ПДД РФ толкование термина «Разворот» отсутствует. Из п. 8.1 ПДД косвенно следует, что разворот считается одним из видов манёвра.
На практике разворотом принято называть действие, при котором ТС изменяет направление движения, поворачиваясь на 180 градусов. Во время выполнения манёвра водитель должен хорошо видеть, как движутся другие ТС вокруг, а также быть видимым для других автомобилистов – участников движения. Необходимо учитывать, что совершение манёвра требует довольно длительного времени, в течение которого не исключено существенное изменение ситуации на дороге. Помимо этого, выполняя разворот, автомобилисту нужно уступать дорогу практически всем ТС, что требует от него знания и соблюдения ПДД, а также принципов безопасности движения.
Разворачиваться водителю разрешено в любых местах, где это не запрещено ПДД, а также разметкой или дорожными знаками. Однако к выбору места для маневрирования следует относиться с особой внимательностью.
Разворот ТС выполняется как на пересечении автомобильных дорог, так и вне перекрёстков. На перекрёстке правила разворота регулирует п. 8.5 ПДД, обязывающий водителя, намеренного развернуться, заранее занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначающейся для движения в данном направлении, за исключением ситуаций, когда автомобилист совершает разворот на перекрёстке, где организовано круговое движение.
Учитывая данную норму, разворот на перекрёстке разрешено выполнять исключительно из крайнего левого положения, то есть от центра проезжей части. Это требование распространяется на все без исключения ТС вне зависимости от их габаритов и прочих причин.
Где разрешён разворот?
Место или зону, где разрешается совершать манёвр, определяют знаки:
- 6.3.1 «Место для разворота»;
- 6.3.2 «Зона для разворота».
Помимо этого, к знакам, свидетельствующим о возможности разворота, относят:
- 4.1.3 «Движение налево»;
- 4.1.5 «Движение прямо и налево»;
- 4.1.6 «Движение направо и налево»;
- 5.15.1 «Направление движения по полосам»;
- 5.15.2 «Направление движения по полосе».
Возможность выполнить поворот налево свидетельствует о том, что автомобилист наделён правом развернуться, главное — двигаться при этом по крайней левой полосе.
Также нужно учитывать, что на ПДД распространяется принцип – всё, что не запрещено, то разрешено. Поэтому, автомобилист может разворачиваться в любом месте, на которое не распространяется запрет. Таким образом, чтобы правильно выполнить манёвр, необходимо знать, когда разворачиваться запрещено.
Знаки, запрещающие разворот
ПДД предусматривают множество ситуаций, при которых автомобилисту запрещено разворачивать машину. При этом, наличие знака 3.19 «Разворот запрещён» является всего лишь одной из них. Обычно этот знак размещают на пересечении дорог, где разворот может нести опасность для ТС, движущихся с других направлений, а также для людей, которые идут пешком. Вместе с тем, автомобилистам нужно помнить, что знак «Разворот запрещён» вовсе не препятствует движению в других направлениях, включая поворот налево.
Чтобы улучшить информированность автомобилиста, занятого подготовкой к манёвру, знак «Разворот запрещён» может быть установлен с обеих сторон дороги, а также над крайней левой полосой и даже на разделительной полосе.
Знак 3.19 разрешено устанавливать в комбинации с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта». Это сочетание означает, что запрет будет действовать в зоне, начинающейся через указанное расстояние. Благодаря предупреждению, автомобилист, намеревающийся выполнить разворот, может заблаговременно принять решение об изменении направления движения.
О запрете выполнения разворота водитель также может судить по наличию других знаков. К дорожным знакам, в зоне действия которых запрещено разворачиваться, относятся:
- 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»;
- 1.31 «Тоннель»;
- 1.3.1 «Однопутная железная дорога» и 1.3.2 «Многопутная железная дорога»;
- 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот»;
- 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты»;
- 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъём»;
- 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
- 5.17 «Место остановки трамвая»;
- 4.1.1 «Движение прямо»;
- 4.1.2 «Движение направо»;
- 4.1.4 «Движение прямо и направо».
Помимо этого, о запрете разворачиваться свидетельствует разметка:
- 1.2.1 «Сплошная линия»;
- 1.3 «Двойная сплошная».
Правила разворота на различных перекрёстках
Действия автомобилиста, совершающего разворот, обусловлены спецификой перекрёстка и зависят от его вида.
Регулируемый перекрёсток
Разворот на регулируемом перекрёстке выполняют по тем же правилам, что и поворот налево на данном участке. Если водителю требуется развернуться, он заблаговременно, соблюдая ПДД, должен перестроиться, заняв крайнюю левую полосу, включив левый «поворотник».
После того, как разрешающий сигнал зажжётся на светофоре, необходимо выехать ближе к середине перекрёстка. При этом, колеса ТС необходимо держать в положении «прямо». Кроме того, дальше середины перекрёстка выезжать не следует.
Вполне вероятно, что за машиной выстроится очередь других ТС, водители которых намереваются повернуть налево и не в курсе, что находящийся впереди автомобиль будет совершать разворот. Поэтому, не исключено, что кто-либо из водителей попытается срезать путь. Учитывая этот риск, автомобилист, выполняющий разворот на перекрёстке со светофором, обязан обращать внимание на то, что происходит позади него, также слева.
Как и при повороте налево, разворачивающийся автомобилист должен пропускать встречные ТС, которые движутся «прямо». В случае если встречные ТС отсутствуют, автомобилист может разворачиваться, как только выедет на пересечение проезжих частей.
После того, как все встречные машины будут пропущены, автомобилисту требуется убедиться в том, что его маневрирование ни для кого не создаёт помех, а затем осуществить разворот. Если в этот момент на светофоре вдруг зажжётся запрещающий сигнал, автомобилист должен спокойно завершить разворот, так как ТС, въезжающие на перекрёсток на разрешающий сигнал с других направлений, должны дождаться завершения манёвра.
Нерегулируемый перекрёсток
Прежде чем развернуть ТС на нерегулируемом перекрёстке, требуется определить, по какой дороге – главной или второстепенной едет автомобилист, и у какого автомобиля имеется приоритет в движении. В ситуации, характеризующейся высокой интенсивностью движения и нахождением водителя, планирующего разворот, на второстепенной дороге, от совершения манёвра рекомендуется отказаться.
Перед тем, как начать разворачиваться, автомобилисту нужно занять крайнюю левую полосу и включить левый «поворотник». Уменьшая скорость, следует подъехать к середине перекрёстка. Если дорога будет свободной, можно начать разворот. Если к перекрёстку приближаются встречные ТС, требуется остановиться и пропустить машины, движущиеся по главной дороге.
После того, как автомобилист убедится в том, что его манёвр не для кого не создаёт помех, можно выполнять разворот. При этом, нужно внимательно контролировать пространство позади ТС, так как другой автомобилист, осуществляющий поворот влево, может предпринять попытку срезать угол под прикрытием впереди едущей машины, не подозревая, что она будет разворачиваться.
Т-образный перекрёсток
Т-образным называют перекрёсток, представляющий собой участок, на котором к одной дороге примыкает другая, образуя при этом букву «Т». Прежде чем развернуться на таком перекрёстке, автомобилисту предстоит убедиться в отсутствии на участке разметки или знаков, запрещающих манёвр или вводящих дополнительные ограничения.
Если светофор отсутствует, манёвр осуществляют в соответствии с правилами проезда нерегулируемых перекрёстков. В наиболее удобном положении находятся автомобилисты, которые движутся по главной дороге. Водителям, подъезжающим к пересечению дорог со стороны бокового проезда, который обычно является второстепенной дорогой, при наличии интенсивного движения рекомендуется отказаться от намерения выполнять разворот на Т-образном перекрёстке и выбрать для маневрирования другое место.
С разделительной полосой
Водитель может развернуться на пересечении дорог, из которых одна или обе имеют разделительную полосу. Разделение может иметь ширину от нескольких сантиметров (разметка или бордюр) до нескольких метров, когда в качестве разделителя выступают аллея, газон и прочие конструкции.
Техника разворота стандартна: автомобилисту нужно занять крайний левый ряд своего направления, включить левый «поворотник», заехать на перекрёсток и, удостоверившись в безопасности маневрирования, развернуть ТС и выехать на дорогу в обратном направлении. Разворачиваясь, автомобилист обязан уступать дорогу ТС, имеющим приоритет, а также контролировать ситуацию сзади и слева от машины, так как существует риск, что другие водители могут «подрезать». Не стоит забывать, что водители ТС, находящиеся позади, видящие включённый «поворотник», не в курсе, что едущий впереди автомобилист будет совершать разворот, а не левый поворот, поэтому могут предпринять попытку под прикрытием срезать путь для поворота.
Автомобилисты, выполняющие манёвр, часто задают вопрос о том, по большому или малому радиусу следует разворачивать машину. ПДД не устанавливают конкретных требований к траектории движения ТС при осуществлении разворота. Однако, если воспринимать манёвр как два последовательно выполненных разворота налево, рекомендуется выбрать большой радиус.
С трамвайными путями
Если на пересечении дорог сигнал светофора одновременно разрешает движение безрельсовому транспорту и трамваю, то последний независимо от направления движения обладает преимуществом. Исключением являются лишь ситуации его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, включённой одновременно с красным или жёлтым сигналом.
Разворачиваясь на перекрёстке с трамвайными путями, автомобилистам нужно учитывать, что в ситуации, когда машина движется попутно с трамваем, водитель имеет возможность увидеть, на какой сигнал светофора трамвай начал двигаться — на основной или на стрелку, что позволяет легко расставлять приоритеты и определять, кто именно может первым проехать перекрёсток.
Что касается нерегулируемых перекрёстков, трамвай уступает дорогу безрельсовому ТС лишь при условии, когда находится на второстепенной дороге, и по ходу его движения имеется знак 2.4 «Уступите дорогу». В любых других ситуациях трамвай должен начать движение первым.
За нарушения, допущенные при развороте, в 2019 году на автомобилиста могут быть наложены следующие штрафные санкции:
- 500 руб. – если автомобилист перед началом движения не подал сигнал «поворотником»;
- 500 руб. – если автомобилист перед разворотом занял неверное положение и полосу;
- 500 руб. – если автомобилист развернулся в запрещённом месте, в частности на пешеходном переходе;
- 500 руб. — движение задним ходом на перекрёстке;
- 1000 — 1500 руб. – разворот на перекрёстке, где нанесена разметка или установлен запрещающий знак;
- 5000 руб. или лишение прав на 4 — 6 месяцев за движение по «встречке».
Заключение
Выполнение разворота требует от водителя знания и чёткого соблюдения ПДД. Поэтому, чтобы избежать ошибок, автомобилист должен выучить правила разворота на перекрёстке, а также внимательно следить за манёврами других ТС и правильно оценивать ситуацию.
Разворот на перекрестке
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будет рассматриваться разворот на перекрестке и особенности этого маневра.
При этом речь пойдет о самом обычном перекрестке, на котором пересекаются две четырехполосные дороги.
Напомню, что ранее на pddmaster.ru был рассмотрен более сложный маневр — разворот на перекрестке с разделительной полосой. Сегодня он затрагиваться не будет.
Тем не менее нужно помнить о том, что неправильное выполнение разворота даже на самом обычном перекрестке может привести к лишению водительских прав. Так что прочитайте статью внимательно и не допускайте подобных нарушений.
Почему удобнее выполнять разворот на перекрестке?
Для начала рассмотрим перекресток, на котором нужно выполнить разворот:
В рамках этой статьи не имеет принципиального значения, каким является перекресток: регулируемым или нет. Нас интересует только траектория движения автомобиля.
Поэтому будем считать, что водитель белого автомобиля уже уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованиями правил дорожного движения.
Напомню, что перед началом выполнения разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления (пункт 8.5 ПДД). Именно это и сделал водитель белого автомобиля.
Кстати, многие водители предпочитают выполнять разворот на перекрестках именно из-за того, что при большом радиусе разворота им не придется пользоваться задним ходом, т.к. автомобиль может немного заехать на пересекаемую дорогу. А так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?
Разворот на перекрестке с разъяснениями
Итак, задача поставлена и белому автомобилю необходимо выполнить разворот на перекрестке без нарушения требований ПДД.
Примечание. На рассматриваемом в качестве примера перекрестке отлично видно горизонтальную дорожную разметку, а на реальном перекрестке разметка может быть частично или полностью стерта. Это немного усложняет задачу для водителя.
Итак, на перекрестке есть одно пересечение проезжих частей, и вот его границы:
Обратимся к пункту 8.6 правил дорожного движения:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
Оптимальная траектория разворота на перекрестке
Оптимальная траектория разворота должна пройти таким образом, чтобы автомобиль не выехал с пересечения проезжих частей раньше намеченного места:
На этом рисунке представлены только 2 возможные правильные траектории разворота, однако на практике можно развернуться и по любой траектории, пролегающей между этими двумя. Поскольку автомобиль не выезжает с пересечения проезжих частей, водитель не нарушает правил и наказание наложено быть не может.
Неправильные траектории разворота на перекрестке
Рассмотрим несколько неправильных траекторий, разворот по которым может привести к серьезному наказанию:
Итак, на приведенном выше рисунке оба водителя не смогли выполнить разворот в пределах пересечения проезжих частей, поэтому им пришлось немного заехать на примыкающую сверху дорогу.
При этом водитель, который выбрал правую траекторию, при выезде с пересечения проезжих частей оказался на полосе попутного направления. Однако затем, продолжая начатый разворот, он допускает пересечение двойной сплошной линии разметки. Если пересечение происходит перпендикулярно линии разметки, то нарушение не может квалифицироваться как выезд на встречную полосу движения. Наказание для нарушителя — штраф 1 000 — 1 500 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП.
Что касается водителя, выбравшего левую траекторию, то его дела куда плачевнее. Он выезжает с пересечения проезжих частей прямо на встречную полосу и наказанием для него будет являться штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП). А в случае повторного нарушения — лишение прав на 1 год.
Обратите внимание именно на второй маневр, за который возможно лишение прав. Большинство водителей, которые читают правила дорожного движения, не догадываются про подобное развитие событий и сотрудники ГИБДД этим активно пользуются.
Давайте рассмотрим, как можно уменьшить наказание в том случае, если разворот не удался:
1. Всегда начинайте выполнять разворот по большой траектории. Если «вписаться» не получается, то просто откажитесь от разворота и продолжите движение по пересекаемой дороге (на рисунке — вверх).
2. Если Вы начали выполнять разворот по маленькой траектории и чувствуете, что «вписаться» не получится, то воспользуйтесь передачей заднего хода. Естественно, движение задним ходом на перекрестке запрещено, однако штраф за такой маневр составит всего 500 рублей.
Конечно же при этом нужно внимательно следить за другими участниками движения, чтобы не спровоцировать ДТП.
Разворот на Т-образном перекрестке
Ранее в тексте этой статьи рассматривался замечательно оформленный перекресток, на котором была хорошо видна разметка. Однако на практике перекрестки зачастую бывают совершенно другими.
Например, рассмотрим разворот на Т-образном перекрестке без разметки:
Обратите внимание, что хотя на дороге в верхней части рисунка и нет двойной сплошной линии разметки, неправильный выбор траектории разворота (выезд на встречную) на Т-образном перекрестке приведет водителя к лишению прав.
На практике можно встретить в том числе перекрестки со сложной конфигурацией. При маневрировании на таких перекрестках нужно помнить о том, что в процессе разворота запрещено выезжать на встречную полосу движения. Однако в случае неудачного разворота Вы можете воспользоваться информацией из этой статьи и отделаться малыми потерями.
Выполнение разворота на перекрестке — правила, меры безопасности и штрафы
Несмотря на то, что выполнять разворот умеют все водители, сделать это правильно на перекрестках различных типов без нарушения ПДД бывает сложно, так как нужно учитывать множество нюансов. Совершение данного маневра требует от водителя не только внимательности, но и знания того, какой вид транспорта имеет преимущество на тех частях дороги, которые регулируются или не регулируются светофорами.
Все особенности нужно учитывать не столько для сдачи экзамена с целью получения права на вождение, сколько при ежедневном вождении, чтобы не провоцировать аварийных ситуаций и ДТП, лишения прав и выписки штрафа.
Что говорят ПДД о правилах разворота
В своде правил дорожного движение пункт № 8 посвящен описанию правильного разворота. Общие правила для водителей, предотвращающие возникновения ДТП:
- Перед совершением такого маневра нужно подать сигнал с помощью светового указателя с той стороны, в которую поворачивает машина. При отсутствии такой возможности дать сигнал нужно рукой, согнув ее в локте под прямым углом.
- Сигнал нельзя подавать в момент поворота: это нужно сделать заранее, и завершить сразу же после его выполнения.
- Поворачивая налево или направо, водителю нужно занять крайнее положение на дороге. Это не относится только к тем случаям, когда нужно повернуть, въезжая на перекресток.
Как правильно выполнить разворот на перекрестке на экзамене
Для того чтобы успешно сдать экзамен на получение прав, достаточно учесть несколько нюансов и соблюдать выученные правила. Основные из них, касающихся поворотов:
- Сворачивая направо/налево, нужно заранее занимать крайнее положение на дороге, которая предназначается для движения в таком направлении. Это не касается перекрестка, на котором установлено круговое движение.
- При повороте направо ТС должно находиться по возможности близко к правому краю дороги.
- Если совершается левый поворот, иногда можно выезжать на полосу, которая нужна для встречного движения, хотя это запрещается правилами в большинстве случаев.
- Наиболее часто правила разворота нарушаются в зимнее время года. Основная причина – скрытое под снегом дорожное покрытие и образование колеи.
Нужно учесть, что ширина дороги не ограничена накатанным участком. Нельзя забывать занимать крайнее положение, чтобы выполнить маневр.
Схемы и правила выполнения разворота на различных перекрестках
Правила разворота зависят от типа перекрестка, на котором совершается маневр. При этом у некоторых видов транспорта есть преимущества в дорожном движении, что также нужно учитывать при разворотах.
Регулируемых
На перекрестке, который регулируется светофором, выполнять такой маневр проще всего, так как водителю нужно только пропустить встречный поток машин. Справа и слева движение будет остановлено сигналом светофора. От водителя требуется:
- соблюдение направления движения по разметке;
- удостоверение в том, что перед перекрестком нет знака, который воспрещает маневр.
- нужно руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу»;
- если на перекрестке отсутствуют любые знаки, главное правило для водителей – «Помеха справа»;
- при движении включение указателей поворота обязательно;
- когда трасса узкая, требуется движение по дальней траектории, по ближней – если дорога широкая.
Когда на пересечении дорог установлен светофор, выполнение разворота является безопасным и простым. Общие правила на такой дороге: Водителя не всегда лишают прав при нарушении правил разворота на перекрестке. В некоторых случаях наказанием также может служить штраф:Со светофором
За что можно лишиться прав при неправильном развороте
Правила разворота на всех видах перекрестков
При вождении автотранспортного средства один из самых частых маневренных действий является разворот. Во избежания аварий с другими участниками дорожного движения следует соблюдать предельную осторожность и соблюдать определенные правила. Поэтому каждый водитель должен знать, как правильно выполнить разворот на перекрестке.
Большинство новичков при первом опыте вождения не ориентируются в том, где можно осуществить разворот и как правильно это сделать
Если на дороге не установлены знаки, которые запрещают разворот, то делать это можно:
- на территориях, которые имеют дальность обзора в любую из сторон не менее сотни метров;
- на автодороге имеющей прерывистую линию разметки;
- на перекрестках автодорог.
Правильные методы разворота на пересекающихся дорогах
При перекрестке, не имеющем полосы разделения, автотранспортное средство может ехать по ближайшей или по отдалённой траектории. Производить данные действия можно только в рамках данного перекрестка. Выезд за линии пересечения полос движения категорически запрещено. Если на автодороге имеется разметка то занимать необходимо левую полосу. Для своей безопасности и безопасности других участников движения следует соблюдать правильную траекторию:
- осуществляя разворот не выезжать за грани перекрестка;
- нельзя осуществлять заезд на полосу встречного движения;
- не пересекать двойную линию сплошной разметки.
Т-образный перекрёсток
Данный вид пересечения дорог дает возможность практически любому транспортному средству совершить маневр разворота, кроме тех которые при развороте занимают очень большой радиус. Важным моментом является то, что на таких пересечениях нельзя осуществлять движение задом, а так же нельзя выполнять разворот несколькими движениями. Следовательно транспортные средства имеющие большую траекторию разворота должны выбирать другие участки автодорог чтобы совершить данное действие.
Регулируемый перекресток
На регулируемый перекрёстках для совершения маневра необходимо дождаться разрешающего сигнала светофора, ведь пропускать транспорт необходимо в встречном направлении. Выполняя разворот автотранспортное средство должно четко следовать траектории движения по полосам. При этом манёвры можно выполнять только при условии отсутствия запрещающих знаков.
Манёвр разворота без перекрёстка
По ПДД необязательно осуществлять движение на автотранспортном средстве до перекрестка чтобы развернуться.
Как правильно осуществлять разворот
- Разворот можно осуществлять предпочтительно в левом положении автотранспортного средства на дороге.
- Перед разворотом водитель должен пропустить все транспортные средства своего направления и встречного.
- Заезжать разрешено на любую полосу, но удобной для манёвра является левая.
Самым удобным простым вариантом для совершения данного действия является предварительный заезд на правую прилегающую территорию, предпочтительно задним ходом. Ведь с данной точки видимость любого направления намного лучше. В этом случае водителю не нужно двигаться задним ходом по основной — главной дороге.
Места, запрещающие совершение манёвра
По правилам дорожного движения запрещено выполнять разворот автотранспортного средства в следующих местах:
- в местах пешеходного перехода, при соответствующей разметке;
- на мостах;
- на железнодорожных переездах;
- на остановках автотранспортного массового пользования;
- в местах, не имеющих достаточную видимость для совершения данной манипуляции.
Абсолютно все перечисленные выше места являются опасными для совершения данных манипуляций в виде разворота. При этом неправильное выполнение действий может повлечь аварийную ситуацию на дороге. Следовательно, каждый водитель всегда обязан следить за знаками и линией разметки на автодороге.
Выполнение манёвра
При обучении в автошколе все учащиеся в теории учат правильное выполнение разных манёвров на дороге. При этом особое внимание при обучении уделяется именно разворотам на разных видах пересекающихся дорог.
- Заблаговременно до разворота необходимо включить указатель поворота.
- Произвести остановку автотранспортного средства, и ждать когда проедут ТС, имеющие преимущества.
- После того, как водитель убедился, что дорога свободна, необходимо выкрутить руль до упора в левую сторону.
- Начать движения.
- После разворота необходимо выровнять руль, возвращая машину в прямое положение на полосе.
- Выключить поворотник.
- Подстроиться под скорость движения потока.
Для успешной сдачи теории и практики ученики должны назубок выучить эти правила и разобрать схемы разворотов. В основном это не составляет особых проблем у 98% учеников. Для практических навыков лучше чаще тренироваться, выбирая для начала менее загруженные перекрёстки, ведь всем известно опыт приходит только с практикой.
Наказания за нарушения правил разворота
Статья 12.14 КоАП регламентирует наказания за данный вид правонарушений:
- если водитель стоит в левой полосе без включенного поворотника — пятьсот рублей;
- при езде задним ходом для совершения манёвра там, где это не предусмотрено правилами – 500 рублей;
- 1000-1500 рублей, если разворот произведён в неположенном месте.
Также инспектор ГИБДД вправе выписать штраф водителю, который для разворота выбрал опасную траекторию движения:
- при развороте по большему радиусу с въездом за разметку перекрёстка — 1500 рублей;
- при малом радиусе, водитель заехал за пределы перекрёстка или на полосу встречного движения — пять тысяч рублей. А при вторичном правонарушении — лишение ВУ на 12 месяцев.
Важно
- Следует помнить, что совершая манёвр через трамвайные пути, нужно убедиться в отсутствии данного ТС. Не стоит забывать, что общественный транспорт всегда имеет преимущество.
- Перед тем как совершить разворот, необходимо быть предельно осторожным и внимательным.
- Всегда обращать внимание на разметку, светофором и знаками.
- Не спешить на повороте-развороте, особенно если опыта вождения пока мало.
- Для манёвра лучше выбирать регулируемые перекрёстки.
- Необходимо соблюдать установленный порядок движение по перекрёсткам.