129 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить вольтметр на исправность

jorik101 › Блог › Как проверить автомобильный генератор своими руками

Устройство автомобильного генератора ссылка 1
Обозначения клемм генератора, схемы ссылка 2
Как проверить ДМРВ своими руками ссылка3

О том как проверить автомобильный генератор своими руками

Генератор играет в автомобиле очень важную роль, для двигателя он — вроде мини электростанции, которая снабжает всю бортовую сеть автомобиля, включая аккумулятор (АКБ). Неисправность генератора приведет к неминуемой полной разрядке АКБ, после чего двигатель вашего автомобиле просто перестанет работать, равно как и вся бортовая сеть. В итоге вам придется «прикуривать» свой автомобиль или искать новый источник энергии. Очень важно вовремя обнаружить неисправность генератора, для того чтобы не допустить вышеописанного сценария. Для того чтобы произвести диагностику генератора нужно обладать определенными навыками и инструментом. В этой статье я расскажу вас о том, как проверить генератор в домашних условиях при помощи мультиметра.

Для начала о мерах предосторожности и правилах безопасности во время проверки

Нужно быть предельно осторожным и понимать то, что делаешь, для того чтобы нечаянно не повредить генератор или его детали (реле регулятор, диоды выпрямительного моста).

Проверять работоспособность генератора путем проверки его «на искру», то есть методом короткого замыкания.
Соединять клемму «30» (иногда обозначаться как «В+») с клеммой 67 («D+») или «массой».
Допускать работу генератора при выключенных потребителях, например при отключении его от аккумуляторной батареи.
Проверять вентили генератора напряжением выше 12 В.

Проверять исправность генератора при помощи вольтметра или амперметра.
Во время сварочных работ на кузове автомобиля необходимо отключать провода от генератора и АКБ.
Во время замены проводки в системе генератора провода должны иметь такое же сечение и длину как и «родные» провода.
Перед тем как проверить генератор убедитесь в правильном натяжении ремня генератора, а также исправности всех соединений и клемм. Нормальной считается натяжка ремня, при которой нажимая большим пальцем на середину ремня, он прогнется не больше чем на 10-15 мм.

Проверка генератора автомобиля своими руками

Чтобы проверить регулятор напряжения вам потребуется вольтметр со шкалой от 0 до 15 В. Прежде чем приступать к проверке дайте мотору поработать на средних оборотах при включенных фарах примерно 15 минут. Проверьте напряжение между «массой» генератора и выводами «30» («В+»), на вольтметре у вас должно быть нормальное для вашего автомобиля напряжение (для владельцев «девятки» например, нормальным считается напряжение — 13,5 – 14,6 В). Если напряжение выше или ниже установленного производителем — скорее всего придется заменить регулятор. Не лишним будет также проверить регулируемое напряжение, для этого подключите вольтметр непосредственно к клеммам АКБ. Правда, результаты такой проверки нельзя считать на 100% правильными, потому что есть вероятность проблем с проводкой. Если вы уверены в исправности проводки, тогда результатам можно доверять. Мотор должен работать на высоких оборотах, которые приближены к максимальным, фары и другие потребители электроэнергии автомобиля должны быть включенными. Размер напряжения должен совпадать с параметрами вашего автомобиля.

Проверка диодного моста относится к комплексу проверок генератора. Для того чтобы проверить диодный мост подключите вольтметр или мультиметр к зажиму «30» («В+») генератора, а также к «массе», и включите прибор в режим измерения переменного тока. Переменный ток на диодном мосту не должен превышать 0,5 В, если у вас вышло больше — скорее всего диоды неисправны.

Пробои на «массу»

Проверка пробивания на «массу» не будет лишней в случае если «гена компостирует мозги». Для этого необходимо отключить аккумуляторную батарею и провод генератора, который идет к клемме «30» («В+»). После этого подключите прибор между клеммой «30» («В+») и отключенным проводом генератора. Смотрим на показания — если на приборе ток разряда превышает 0,5 мА, скорее всего есть пробой диодов или изоляции обмоток генератора.

Сила тока отдачи

Сила тока отдачи генератора проверяется при помощи специального зонда («примочка» дополнение к мультиметру в виде зажима или клещей), которым провод охватывают, измеряя тем самым силу тока, идущего по проводу.

Для проверки тока отдачи нужно зондом обхватить провод, который идет к зажиму «30» («В+»).
Заведите двигатель – во время проведения измерения он должен работать на высоких оборотах.
Включайте по очереди электропотребители и считывайте показания прибора отдельно для каждого потребителя.
В конце измерений вам необходимо подсчитать сумму показаний. Далее, включите все потребители (которые вы включали поочередно) одновременно и произведите замер показаний мультиметра. Величина не должна быть меньше суммы показаний отдельно измеренных показателей, допустимое расхождение — 5 А.
Проверка тока возбуждения генератора выполняется посредством запуска двигателя и последующей его работы на высоких оборотах. После чего измерительный зонд помещается вокруг провода, ведущего к клемме 67 («D+»). Исправный генератор должен показать величину тока возбуждения — равную 3-7 А.

Чтобы проверить обмотки возбуждения потребуется снятие регулятора напряжения, а также щеткодержателя. Если будет необходимость произведите зачистку контактных колец и проверьте обмотку на предмет отсутствия обрывов и замыканий на «массу». Проверять необходимо омметром, его щупы прикладываются к контактным кольцам, после чего снимаются показания. Сопротивление должно быть в пределах от 5 до 10 Ом. После подключите один электрод прибора к любому из контактных колец, а другой к статору генератора. На дисплее должна показываться бесконечно высокое сопротивление, в противном случае — обмотка возбуждения где-то замыкает на «массу».

Особенности мультиметра

Хотя мультиметр появился на рынке достаточно давно, многие не знают, что это такое, и какие функции он выполняет. На деле же, это очень полезный прибор, позволяющий проверять многие показатели электричества, необходимые на бытовом уровне. Одновременно с этим, среди профессионалов данный аппарат получил широкое распространение. Это объясняется удобством использования, эффективностью и актуальностью.

Что это такое

На рынке есть широкий спектр приборов. Есть те, которые отличаются простотой, компактностью и дешевизной. Они ориентированы на бытовых пользователей. Есть и сложные многофункциональные приборы с повышенной точностью.

Мультиметр представляет собой аппарат, применяющийся с целью измерения нескольких показателей в области электричества. В базовой версии он совмещает в себе вольтметр, амперметр и омметр.

  • измерять сопротивление, напряжение;
  • прозвонка;
  • узнавать освещенность, шум;
  • можно узнать частоту, температуру, дефекты на соединениях.

Мультиметр состоит из корпуса, сделанного из пластмассы. В каркас помещается:

  • начинка («мозг» прибора);
  • блок питания;
  • дисплей или шкала;
  • регулятор.

У мультиметра есть 2-4 гнезда.

К сведению. На старых советских приборах их количество может быть больше.

На приборе имеется два вывода. Один из них окрашен в черный цвет, другой — в красный. Общий вывод — черный. На сленге он называется «массой». Красный — это потенциальный вывод. Он используется с целью проведения измерений. Гнездо черного вывода может быть маркировано двумя способами:

  • при помощи букв COM;
  • при помощи знака «-» (минус).

В процессе проведения измерений он цепляется к массе электронной схемы.

Потенциальный вывод нужно вставить в гнездо, помеченное как «V» или «+», иными словами, сопротивление или вольт. При наличии большего количества гнезд, оставшиеся предназначаются для потенциального вывода с целью измерять ток. Они маркируются буквой «А» (ампер).

К сведению. Мультиметр может представлять собой легкое компактное устройство, которое используется для базовых целей. Однако есть модели, которые представляют собой крупные приборы, совмещающие в себе множество функций.

Принцип действия

Работа любого тестера построена на принципах измерения величин. К тому же, она строится в соответствии с законом «Ома».

Есть ряд принципов использования тестера при разных видах замеров:

  • Прямые измерения. Производятся за счет непосредственного соединения щупов с объектом. На приборе отразится результат.
  • Косвенные измерения. Происходят путем совершения нескольких последовательных действий. При этом искомый показатель — расчетная величина.
  • Неэлектрические величины. Дополнительные показатели, расчет которых производится за счет особых датчиков, установленных в приборе.

У аналогового тестера присутствует измерительная головка, которая подключается к 2 точкам электрической схемы. Таким образом происходит измерение напряжения. Для измерения тока, в схему параллельно включается измерительное напряжение.

Чтобы измерить сопротивление, на него подается ток.

Работа цифрового тестера строится на АЦП. В нем происходит сравнение входного сигнала с опорным. Измерение напряжения происходит напрямую. Измерение тока производится в соответствии с падением напряжения на внутренних резисторах. Измерение сопротивления — по показателям резистора относительно фиксированного тока.

Принципами определяются и характеристики прибора:

  • простым моделям присуща разрядность 2,5 и погрешность 10%;
  • средним — 3,5 и 1% соответственно;
  • хорошим — 4,5 и 0,1%;
  • профессиональным — свыше 5 и не более 0,01% соответственно.

Для чего необходим мультиметр

Мультиметр применяется довольно широко. Он полезен при таких работах, как:

  • починка электрических приборов;
  • ремонт автотранспорта;
  • починка сетей;
  • прокладка электрической проводки.

Все мультиметры можно использовать с целью измерения:

К сведению! Некоторые модели могут измерить емкость конденсатора. Это относится только к цифровым.

Другими функциями тестера могут быть:

  • проверка исправности диодов и транзисторов;
  • измерение частоты;
  • определение температуры.

Измерение сопротивления

Измерение сопротивления мультиметром строится на законе Ома. Формулировка этого закона следующая: сила тока, который протекает по цепи, прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению.

Прибор работает именно на основе такой связи. Источником напряжения в случае тестера является его внутреннее питание. Таковой является батарейка. Напряжение этого элемента 9 Вольт. Измеряемое сопротивление прилагается к щупам мультиметра. Ток, который протекает по цепи в этот момент, зависит исключительно от этого сопротивления. Исходя из двух показаний (сила тока и напряжение), можно вычислить искомый параметр (сопротивление).

Перед измерением сопротивления, необходимо примерно оценить этот параметр. Следует выделить один из пределов замера тестера. Если номинальное сопротивление будет выше, то прибор моргнет, и надо будет перевести аппарат на один предел выше.

К сведению. Нельзя допускать прикосновения руками к частям, которые проводят ток. Иначе прибор измерит сопротивление резистора и человеческого тела.

Измерение напряжения

Первым этапом проведения измерения служит определения типа тока. Ток бывает постоянным или переменным. В зависимости от этого нужно выбрать соответствующий режим на приборе.

К сведению. Наиболее современные модели имеют функцию определения типа тока, и первый шаг при работе с ними производить не нужно.

Далее надо установить приблизительное значение напряжения. Это возможно, если такой показатель примерно известен. Если данная информация недоступна, устанавливается самое высокое значение, допустимое для конкретной модели. Потом провода (черный и красный) вставляются в соответствующие гнезда. На экране (шкале) мультиметра проявится значение напряжения.

Как проверить мультиметр на точность показателей

Обязательным условием эксплуатации прибора является проверка его работоспособности. Наиболее распространенный вариант: параллельно подключить аппарат к розетке. Затем сверяют показатели при помощи приборов или батарейки.

Читать еще:  Чем можно паять пластмассу

Аккумулятор может помочь очень значительно. Смысл состоит в том, чтобы в итоге смены полярности щупов, замеры напряжения дали одинаковый результат.

Механизм проверки в данном случае простой:

  • выбирается режим, соответствующий замеру постоянного напряжения;
  • устанавливаются измерительные пределы на уровне 20 В.

Корректно работающая батарейка дает результат измерения, равный 1,35В. В некоторых случаях допускается показатель до 1,2В.

Затем производится повторный тест:

  • щупы мультиметра подсоединяются к контактам батарейки;
  • производится параллельное подключение нагрузочного элемента;
  • выдерживается пауза (примерно 35 секунд);
  • проверяется полученный результат.

К сведению. Если остаточный показатель батарейки оказался на уровне 1,1 В, она может использоваться только в бытовом приборе, который потребляет небольшое количество энергии. Однако качество работы при этом значительно снизится.

Максимальная точность достигается в том случае, если на приборе установлен наименьший предел напряжения. Это позволяет с легкостью определить и погрешность измерений прибора.

Показатель прибора до 1,6В не говорит о неточности прибора. Зачастую производители батареек делают это специально с целью обеспечить более долгий срок работы.

Хороший способ определения точности прибора — замкнуть контакты прибора в режиме замера сопротивления.

Если попробовать замкнуть контакты прибора в другом режиме, он может выйти из строя.

После проведения контактного замыкания, индикатор должен показать «0». Любое другое значение — свидетель неисправности и неточности прибора.

Типы мультиметров

Сейчас на рынке представлено два основных вида данного прибора. Это аналоговый мультиметр и цифровой.

Аналоговые

Аналоговые тестеры появились на рынке раньше.

В случае использования аналогового мультиметра, результат измерения считывается со стрелки. Она движется по шкале. На ней есть значение таких показателей, как:

В их конструкции есть элементы, чья работа основывается на магнетизме.

На точность показателей этих устройств влияют такие факторы, как:

  • магнитные поля (есть ли таковые в зоне измерения);
  • влажность воздуха;
  • температура.

К сведению. Именно со шкалой связан основной недостаток аналогового мультиметра. Если она изображена недостаточно качественно, показатели прибора может быть трудно считать. Тогда возникнет погрешность измерения.

Преимуществами являются их доступность и простота. К тому же аналоговые мультиметры отличаются невысокой ценой.

Наибольшая точность измерений аналоговым мультиметром достигается при помощи особого построечного резистора. Он встроен в прибор.

В большинстве стран производства мультиметров данного типа прекращено.

Цифровые

Основным отличием цифрового мультиметра от аналогового является формат отображения результата. Показатели отражаются цифрами. Они высвечиваются на экране. Он может быть либо жидкокристаллическим, либо светодиодным. Цифровой мультиметр отличает значительно большая точность измерения. Они просты в использовании. Пользуясь аналоговым мультиметром, не нужно учиться читать показания шкалы. Зачастую цифровые мультиметры обладают еще встроенным сигналом.

Дополнительная информация! Особо продвинутые модели «умеют» работать от компьютера. Они собирают результаты своих измерений, а затем передают их машине, который в свою очередь обрабатывает полученные данные.

Мультиметр — очень полезный прибор как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Он измеряет основные показатели электричества. Таким образом, даже базовая модель может заменить собой три отдельных инструмента. К тому же современные мультиметры цифровые характеризуются простотой использования. Им присуща и достаточно высокая точность измерений. Вместе с тем, чрезвычайно важно, чтобы они работали правильно. Малейшая неполадка в приборе может привести к нереалистичным измерениям. Нужно знать не только, как пользоваться прибором, но и как проверить тестер на работоспособность.

Как проверить автомобиль мультиметром

В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.

Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.

Содержание

Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром

Проверка включает в себя:

    • Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла — аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
    • Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
    • Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
    • Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора — прибор покажет значение тока утечки.

Нормальный показатель — 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.

Показания пришли в норму — вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали, а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.

Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:

  • аккумулятор;
  • датчики;
  • высоковольтные провода;
  • генератор.

Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.

Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.

Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.

Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.

Как проверить датчики автомобиля мультиметром

Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:

Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.

Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

Датчик ABS

Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.

Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.

С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.

Датчик коленвала

Важный элемент — без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным, возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.

Кислородный датчик

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

Датчик детонации

Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.

С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» — к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.

Датчик скорости

Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.

После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.

Единственное – ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения – датчик неисправен.

Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром

Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают — пора проверить высоковольтные провода. Точнее — измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:

  • отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
  • включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.

Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:

  • качество изоляции проводов;
  • длина;
  • наличие микроповреждений;
  • тип проводов.

Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.

Как проверить мультиметром генератор на машине

Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.

  • Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
  • Подключаете мультиметр к аккумулятору.
  • Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
  • После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.

И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.

Вместо послесловия

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

Читать еще:  Как нарезать резьбу на стальной трубе

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Поиск неисправностей при помощи измерения напряжения

Проблема
В автомобиле клиента не работает левая фара.

Рисунок. Автомобиль с неисправной системой освещения

Предохранитель и лампа накаливания проверены и исправны.

Цифровым мультиметром измерьте электрическое напряжение на аккумуляторе.

Рисунок. Измерение электрического напряжения на аккумуляторе; снятое показание: U = 13,01 В

При этом помните:

  • Для измерения напряжения мультиметр используется в качестве вольтметра и подключается параллельно месту измерения (здесь: аккумулятору),
  • Перед подключением выберите соответствующий диапазон измерения! Поскольку постоянное напряжение автомобильного аккумулятора прибл. 12 В, установите переключатель диапазона на DCV или v.
  • Измерительный кабель подсоедините сначала к измерительному прибору: черный кабель — гнездо СОМ, красный кабель — гнездо V.
  • Включите измерительный прибор. Подсоедините измерительный кабель к месту измерения (аккумулятору).
  • Следите за правильной полярностью! Черный кабель (СОМ) — отрицательный полюс аккумулятора, красный кабель (V) — положительный полюс аккумулятора.
  • Снимите показание по дисплею.

Стрелка напряжения U рядом с символом вольтметра на электрической схеме всегда показывает от точки подключения вольтметра, расположенной ближе к положительному полюсу, к точке подключения, расположенной ближе к отрицательному полюсу.

Рисунок. Электрическая схема измерения напряжения на аккумуляторе

Измерение напряжения на обеих точках подключения лампы накаливания:

Рисунок. Измерение напряжения между двумя соединительными проводами лампы накаливания

Оценка
Поскольку измеренное напряжение составляет 0 В, то соединение между точками подключения лампы накаливания и точками подключения аккумулятора прервано.

Рисунок. Снятое показание: U = 0,001 В

Если речь идет о переносном измерительном приборе (здесь: мультиметре), который не соединен стационарно с автомобилем, то соединительные провода должны быть изображены в виде линий, проведенных от руки.

Рисунок. Электрическая схема измерения напряжения на лампе накаливания

Рисунок. Разрыв должен находиться в области проводов, отмеченных тонкой линией

Измерение напряжения между положительным контактом лампы накаливания и отрицательным контактом аккумулятор:

Рисунки. Измерение напряжения между положительным контактом лампы накаливания и отрицательным контактом аккумулятора

Рисунок. Снятое показание: U = 12,61 В

Оценка
Поскольку измеренное напряжение имеет такое же значение, что и напряжение аккумулятора, значит, что соединение между положительным контактом аккумулятора и положительным контактом лампы накаливания в порядке.

Рисунок. Электрическая схема измерения между положительным контактом лампы накаливания и отрицательным контактом аккумулятор

Результат поиска неисправностей

Разрыв должен находиться на стороне минуса, соединение между отрицательным контактом аккумулятора (кузов) и отрицательным контактом лампы накаливания.

Рисунок. Разрыв на участке проводов, отмеченных жирной линией, отсутствует

Принцип простой диагностики и поиска неисправностей при поиощи измерения напряжения

Симптом неисправности
Лампа Н1 не горит

Условие
Напряжение аккумулятора в порядке
Предохранитель F1 в порядке
Лампа накаливания Н1 в порядке
Выключатель S1 включен

Настройка на мультиметре
Постоянное напряжение V DC
Диапазон напряжения 20 В

1-ое измерение

Напряжение между массой кузова и входом выключателя S1
Показание: U > 11,5 В
Цепь до этой точки измерения в порядке
Показание: U = 0 В
Разрыв линии между предохранителем и входом выключателя

2-ое измерение

Напряжение между массой кузова и входом лампы накаливания H1
Показание: U > 11,5 В
Цепь до этой точки измерения в порядке
Показание: U = 0 В
Разрыв линии между входом выключателя и входом лампы накаливания, например, поврежден выключатель или соединение проводов между выходом выключателя и входом лампы накаливания.

3-е измерение

Напряжение между массой кузова и точкой подключения лампы накаливания к массе
Показание: U > 11,5 В
Разрыв линии между массой кузова и точкой подключения лампы накаливания к массе

Проблемы при измерении напряжения

Перепутаны контакты для измерительного прибора на лампе накаливания.

Рисунок. Измеренное значение при неправильной полярности

При неправильной полярности в цифровом мультиметре перед измеренным значением высвечивается знак «минус».

Само значение измерения не меняется.

Слишком большой диапазон измерения.

Рисунок. Значение, измеренное в слишком большом диапазоне

Чем больше выбранный диапазон измерения, тем менее точны разряды после запятой!

Слишком маленький диапазон измерения.

Рисунок. Значение, измеренное в слишком маленьком диапазоне

Показание одной только 1 без последующих цифр в цифровом мультиметре свидетельствует о выборе слишком маленького диапазона измерения.

Измерение напряжения, как пользоваться и работать вольтметром

Вольтметр — это прибор, который служит для измерения напряжения на участке цепи. Как правильно работать с этим прибором, что нужно учитывать при выборе вольтметра, какие еще бывают приборы для измерения напряжения в сети, давайте разберемся.

Напряжение

Напряжением называют физическую величину, выражающую работу, которая была затрачена для пробного электрического заряда из одной точки электрической цепи в другую. Или, другими словами, это энергия, расходуемая при перемещении положительного заряда из точки с малым потенциалом в точку с большим потенциалом.

Оно бывает двух видов: постоянное и переменное. Постоянное напряжение характерно для цепей электростатики или постоянного тока, а переменное – для схем с переменным и суисоидальным током. Данная физическая величина измеряется в вольтах, а его обозначение: U.

Эту величину можно находить по следующим формулам:

Где U — напряжение, I – с ила тока, R – сопротивление, P – мощность.

Но значение U можно узнать, не используя этих формул, если провести специальные измерения. Для этого надо просто уметь пользоваться вольтметром.

Он является простейшим прибором для измерения напряжения. На уроках физики в школах детям часто рассказывают об особенностях данного устройства, учат проверять напряжение в электрической цепи. С помощью него можно узнать не только напряжение, но и сопротивление, если знать специальные формулы. Вольтметром удобно пользоваться, и он несложен в устройстве, поэтому вольтметр остается самым лучшим способом измерения U в домашних условиях.

Классификация вольтметров

Они бывают электромеханическими (такие приборы являются наиболее чувствительными и точными), электронными, принцип действия которых заключается в преобразовании переменного напряжения в постоянное, и цифровыми.

Исходя из назначения, вольтметры могут быть импульсными, постоянного или же переменного тока. А по принципу применения — щитовыми и переносными. Перед использованием прибора нужно проверять, к какому из типов они относятся, чтобы провести правильные измерения.

Немного истории

Первый в истории вольтметр был изобретен русским физиком Г.В. Рихманом в 1754 году и назывался «указателем электрической силы». Современные электростатические вольтметры основаны на принципах этого устройства.

Строение вольтметра

Прежде чем приступать к измерению напряжения, следует изучить, как работает вольтметр.

Его основные элементы — это корпус, клемма, стрелка и шкала. На клеммах обычно стоит знак «плюс» или «минус» или же они помечены цветом (плюс — красный цвет, минус — синий или черный цвет). Часто на этом приборе можно заметить букву «V». Когда прибор служит для цепей с переменным током, то на циферблате изображается волнистая линия, а когда для цепей с постоянным током — линия прямая. Иногда используются обозначения АС (для измерения переменного тока) и DC (для измерения постоянного тока). В приборах для переменного тока полярности нет.

Классический вольтметр, который на данный момент немного устарел, состоит из катушки тоненькой подковообразной проволоки с железной стрелкой, которая располагается между концами магнита. Стрелка перемещается на оси. Ток идет по катушке, и намагниченная стрелка перемещается из-за силы тока. Чем сила тока больше, тем больше отклоняется стрелка. Можно заметить, что устройство этого прибора не очень сложное. Весь его принцип основан на простых законах физики.

Как пользоваться вольтметром

Вольтметр всегда подключается параллельно участку цепи, т. к. такое подключение уменьшает ток. Прибор может провести измерения напряжения только на определенном участке электрической цепи. При работе с ним нужно всегда соблюдать полярность. Провода прикручивают к винтам с гайками. У приборов, рассчитанных на постоянное напряжение, контакты обозначены знаками «плюс» и «минус». Это что касается стрелочного вольтметра. В электронных моделях все гораздо проще: там нет проводов. Более подробно можно познакомиться с принципом работы вольтметра, посмотрев видео.

Как работать вольтметром

Перед тем как проводить измерения нужно проверить, подходит ли данный прибор для них. В первую очередь необходимо определить максимально допустимую величину измерений для данного вольтметра. Для этого достаточно просто найти наибольшее числовое значение на шкале вольтметра. Далее следует уточнить, в каких единицах измеряет вольтметр. Это могут быть вольты, микровольты или милливольты. Пренебрежение этим пунктом может привести к тому, что прибор начнет дымиться после подключения к сети, значение напряжения которой во много раз выше допустимого.

Если напряжение в электрической цепи уже известно и превышает шестьдесят вольт, то нужно использовать специальные диэлектрические перчатки и щупы с хорошей изоляцией. Безопасное напряжение для человека — около 42 вольт при нормальных условиях и около 11 в неблагоприятных условиях (повышенная влажность, повышенная температура, железные предметы поблизости и т. д.).

Вольтметр и автомобиль

В машине этот прибор используется по двум основным причинам: для того, чтобы следить за зарядкой аккумулятора и контролировать просадки напряжения в бортсети. Для полного контроля просадки питания, можно установить два вольтметра: один — для подключения к аккумулятору, а второй – для подключения к клеммам усилителей.

С помощью него можно измерять ток в сети автомобиля. Кузов машины имеет отрицательный заряд (знак «-»), значит, к нему подсоединяется клемма с минусовым полюсом. Плюсовую клемму подключают к «положительному» генератору. Таким образом измеряют напряжение в автомобиле. Обычно оно имеет значение около четырнадцати вольт. Для подключения лучше использовать толстые провода: они уменьшают погрешность в измерениях. Основные нормы напряжения:

  • Для заглушенного двигателя 12,2 – 12,6 вольт
  • Для заведенного двигателя 13,6 – 14,4 вольт

Мультиметр

Напряжение может измерять и мультиметр. Перед тем как использовать это устройство, нужно обязательно ознакомиться с инструкцией.

Мультиметры, как правило, могут измерить три основные величины: силу тока, сопротивление и напряжение. Они могут быть аналоговыми и цифровыми.

Некоторые мультиметры могут измерять и:

  • Переменный ток
  • Электрическая ёмкость
  • Температура
  • Частота напряжения
  • Индуктивность
  • Большая сила тока

Таким образом, возможности мультиметра определяются их моделью и типом. Абсолютно любой мультиметр может измерить напряжение, силу тока (постоянную) и сопротивление.

Классический вольтметр удобен в использовании и несложен в своем устройстве. Он всегда подключается параллельно к участку цепи. Всегда лучше сначала собрать цепь, а потом подсоединять к ней вольтметр. В работе с этим прибором очень важно соблюдать полярность. С помощью него можно измерять напряжение в машине. Никогда не надо забывать, что напряжение (как высокое, так и низкое) опасно не только для здоровья, но и для жизни человека.

Читать еще:  Расчет площади круглого сечения

Поэтому при работе с электроприборами нужно соблюдать технику безопасности: пользоваться специальными перчатками, работать только в нормальных условиях и т. д. Перед использованием, нужно проверять прибор.

Использование мультиметра при диагностике ПК

Вначале статьи сразу сделаю оговорку. Статья не для профи, а для начинающих мастеров-компьютерщиков и для тех, кто самостоятельно хочет найти причины неисправности в компьютерном оборудовании, но при этом не обладает широкими познаниями в области электрики, электроники. Информация исключительно для любительских экспериментов.

диагностика пк мультиметром

Одним из пунктов перечня мер, производимых при профилактике системных блоков ПК и ноутбуков, является визуальная и тактильная диагностика (на предмет вздутых конденсаторов и сильно греющихся элементов компьютера). В этой статье читателю предлагается несколько простейших способов приборной диагностики с использованием электронного мультиметра.

Теория: мультиметр, устройство, техника безопасности.

Мультиметр — универсальный многоцелевой прибор для производства различных измерений и замера величин тока в электрических цепях. Данный прибор в его классическом исполнении позволяет измерять: напряжение в электрических цепях и элементах питания, силу тока, сопротивление проводников, диагностировать различные радио-элементы (транзисторы, резисторы, конденсаторы, диоды). Более профессиональные модели позволяют измерять ёмкость конденсаторов, измерять температуру различных поверхностей, генерировать электрические импульсы.

Далее в статье пойдет речь о самом простейшем мультиметре типа М-83 (DT-832), который можно приобрести в любом хозяйственном магазине, радиорынке или в магазинах инструмента (иногда и в строительных). Это самый популярный тип мультиметров, поскольку он имеет самые необходимые функции, прост в использовании и недорого стоит.

Описание устройства

Мультиметр М-83 (DT-832) — это компактный (карманный) электронный прибор, размером примерно 12х6 см с двумя щупами (измерительными контактами).

Чтобы включить прибор, достаточно повернуть переключатель, расположенный по центру прибора в одно из положений, разделённых по назначению на сектора (приведём описание самых нужных):

сектора переключателя мультиметра

  1. DCV — измерение напряжения в цепи постоянного тока
  2. DCA — измерение силы тока в цепи постоянного тока
  3. ACV — измерение напряжения в цепи переменного тока
  4. Ω — измерение сопротивления
  5. знак громкости и диода — звуковая «прозвонка» цепи
  6. OFF — выключение мультиметра

Для подключения щупов имеется три гнезда:

подключение щупов к мультиметру

  • COM — всегда используется только для подключения чёрного щупа (чёрный щуп — это минус, земля); принципиально не имеет значения какой щуп подключать в COM, однако, во избежание путаницы при измерениях, электрики на практике условились: «чёрный — всегда минус, для него COM-гнездо»
  • VΩmA — для красного щупа при измерении показаний постоянного тока
  • 10ADC — для измерения напряжения в сети переменного тока высоковольтных линий (красный)

Техника безопасности

  • цифровой мультиметр — это электронный прибор, работающий от элемента питания (батарейки 9V типа «крона») — перед использованием убедитесь, что батарейка не разрядилась; для этого переведите переключатель в любое положение и обратите внимание на чёткость и насыщенность дисплея; устройство с «севшей» батарейкой использовать нельзя
  • никогда не включайте прибор и не производите измерения мокрыми руками или стоя на мокрой поверхности босыми ногами
  • перед использованием мультиметра осмотрите его, определите по внешнему виду его исправность и целостность корпуса, дисплея, переключателя, проводников щупов, если прибор имеет значительные механические повреждения, нарушение изоляции, обрыв контактов и другие недостатки — его использовать нельзя
  • устройство не предназначено для измерения показаний в сетях и цепях напряжением свыше 500V
  • производите измерения касаясь контактов только щупами мультиметра, избегайте касаний проводников пальцами или другими оголёнными частями тела; при замерах в сети 220V касание контактов может причинить травму или привести к гибели

Диагностика ПК с помощью мультиметра

Предлагаю три несложных, доступных и абсолютно безопасных для электроники способа проверки отдельных узлов и элементов компьютера:

«Прозвонка» цепей

Самый элементарный метод проверки целостности проводников — «прозвонка». С помощью мультиметра можно проверить, например кабель питания системного блока, VGA- и LPT-кабели. Сделать это можно двумя способами: с использованием дисплея мультиметра и с использованием встроенного в прибор звукового индикатора («пищалки»).

Для визуальной «прозвонки»:

  • подключите чёрный щуп в гнездо COM, красный — в гнездо VΩmA
  • установите переключатель прибора в положение Ω=200
  • присоедините любой из щупов к любому из контактов кабеля
  • коснитесь вторым щупом симметрично расположенного контакта на другом конце кабеля
  • при наличии контакта на концах проводника (при отсутствии обрыва) на дисплее начнут хаотично меняться показания прибора — значит всё в порядке, проводник не повреждён

прозвонка проводника мультиметром

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/remontnik-pk.ru/wp-content/uploads/2017/07/DSC00692-e1500623884293.jpg?fit=300%2C225&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/remontnik-pk.ru/wp-content/uploads/2017/07/DSC00692-e1500623884293.jpg?fit=640%2C480&ssl=1″ /> Прозвонка контактов кабеля питания. Прибор показывает наличие хаотично меняющегося сопротивления — проводник целый.

Для звуковой «прозвонки»:

  • подключите чёрный щуп в гнездо COM, красный — в гнездо VΩmA
  • установите переключатель прибора в положение значка звука (диода)
  • присоедините любой из щупов к любому из контактов кабеля
  • коснитесь вторым щупом симметрично расположенного контакта на другом конце кабеля
  • при наличии контакта на концах проводника (при отсутствии обрыва) прозвучит звуковой сигнал — значит всё в порядке, проводник не повреждён

прозвонка vga кабеля мультиметром

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/remontnik-pk.ru/wp-content/uploads/2017/07/DSC00693-e1500624138184.jpg?fit=300%2C225&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/remontnik-pk.ru/wp-content/uploads/2017/07/DSC00693-e1500624138184.jpg?fit=640%2C480&ssl=1″ /> Пример прозвонки VGA-кабеля для подключения монитора. Замыкаем щупом симметрично расположенные контакты разъёмов. При наличии звукового сигнала проводник исправен, при его отсутствии — обрыв, кабель не пригоден для использования. Данный способ позволяет определить возможную неисправность компьютера (при отсутствии сигнала на мониторе).

Замер напряжения

Измерение напряжения мультиметром на отдельных элементах ПК может помочь определить источник неисправности. Для этого необходимо подключить чёрный щуп в гнездо COM, красный — в гнездо VΩmA, установить переключатель в положение DCV=20. Для измерения необходимо присоединить чёрный щуп к минусу источника, красный к плюсу. Если перепутаете плюс и минус, то это не критично — просто на дисплее значение будет отображаться со знаком «минус». Примеры использования:

  • Напряжение элемента питания CMOS: на материнской плате расположена круглая плоская батарейка CR2032. Её номинальное напряжение — 3V. Если у Вас проблемы с системными настройками BIOS (например, сбрасывается время или компьютер долго «думает» прежде, чем загрузиться), то сделайте этот замер. Если напряжение элемента питания ниже номинально более чем на 10% (2,7V), то необходимо его заменить

проверка элемента питания

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/remontnik-pk.ru/wp-content/uploads/2017/07/DSC00658-e1500624855679.jpg?fit=300%2C225&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/remontnik-pk.ru/wp-content/uploads/2017/07/DSC00658-e1500624855679.jpg?fit=640%2C480&ssl=1″ /> Измерение напряжения элемента питания CMOS (CR 2032). На снимке видно, что батарейка «выдохлась», для стабильной работы компьютера необходима её замена.

  • Выходное напряжение блока питания. Воспользуйтесь приведённой схемой для определения расположения контактов на разных разъёмах.

схема выходного напряжения на выходах блока питания

Чтобы проверить напряжение на разъёме питания процессора (4pin), Molex или SATA достаточно извлечь проверяемый разъём из устройства и включить компьютер. Чёрным щупом касаемся (или вставляем) контакта любого чёрного проводника, красным щупом проверяем напряжение на контактах цветных проводников.

измерение напряжения на контактах molex

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/remontnik-pk.ru/wp-content/uploads/2017/07/DSC00696-e1500625043162.jpg?fit=300%2C225&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/remontnik-pk.ru/wp-content/uploads/2017/07/DSC00696-e1500625043162.jpg?fit=640%2C480&ssl=1″ /> Измерение выходного напряжения на разъёме Molex блока питания компьютера.

Запомните простое правило: жёлтый — 12V, красный — 5V, оранжевый — 3.3V. Сверяйте измеряемые значения со схемой, в случае расхождения более 10% возможно потребуется замена или ремонт блока питания. Чтобы проверить разъём питания материнской платы (20pin или 24pin) необходимо извлечь его из платы и замкнуть зелёный проводник с соседним чёрным для имитации включения компьютера (например, половинкой скрепки или кусочком провода с оголёнными концами), этим же способом можно проверить блок питания, не подключённый к каким-либо устройствам.

имитация включения компьютера

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/remontnik-pk.ru/wp-content/uploads/2017/07/DSC00694-e1500625137113.jpg?fit=300%2C239&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/remontnik-pk.ru/wp-content/uploads/2017/07/DSC00694-e1500625137113.jpg?fit=640%2C511&ssl=1″ /> Имитация включения компьютера путём замыкания зелёного и чёрного контактов разъема питания материнской платы.

  • Напряжение на контактах материнской платы. Способ идентичен замеру напряжения батарейки CMOS. На материнской плате расположены контакты в виде штырьков для подачи питания на вентиляторы, встроенный динамик, индикаторы и другие вспомогательные устройства. На самой плате подписано, какой из контактов является положительным, касаемся его красным щупом, а чёрным щупом касаемся любого соседнего контакта. На 2pin, как правило, покажет 5V, на 3pin и 4pin покажет 5V на крайнем контакте и 12V на средних.
  • Напряжение в общей электросети. Данный замер полезно сделать, если есть сомнения в работоспособности сетевого фильтра либо для проверки напряжения в розетке. иногда сбои в работе компьютера возникают по причине сбоев в электроснабжении либо вовсе в отсутствии тока в сети. Для данного измерения необходимо щупы мультиметра оставить в исходном положении (чёрный — COM, красный — VΩmA), а переключатель перевести в положение ACV=750. Затем просто вставляем щупы в розетку на стене или в сетевой фильтр (полярность значения не имеет) и наблюдаем значение на дисплее. Как правило, оно никогда не бывает ровно 220V. Возможны отклонения от номинала +/-20V (10%).

замер напряжения мультиметром

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/remontnik-pk.ru/wp-content/uploads/2017/07/DSC00685-e1500623616456.jpg?fit=300%2C225&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/remontnik-pk.ru/wp-content/uploads/2017/07/DSC00685-e1500623616456.jpg?fit=640%2C480&ssl=1″ /> Измерение напряжения в электрической сети общего пользования. Редкий случай когда напряжение в розетке равно номинальному (220V). При значительном отклонении (+/-10%) возможны сбои в работе оборудования. В этом случае рекомендуется использовать сетевой фильтр, источник бесперебойного питания или стабилизатор напряжения.

Проверка конденсатора

Данный способ не даёт 100% гарантии, но все же немного поможет отыскать неисправность. Для проверки «пробитого» конденсатора можно использовать «пищалку». В рабочем состоянии конденсатор не должен пропускать электрический ток, ему не даёт это сделать изоляция. Однако, конденсатор с испорченными изоляторами будет «коротить», то есть он превратится в обычный проводник и будет пропускать ток. Повторно описывать процедуру не буду — в самом начале я уже рассказывал о методе звуковой «прозвонки» проводников с помощью мультиметра. Только в случае с конденсатором всё наоборот — исправный конденсатор пищать не должен. Если вы услышите звуковой сигнал, то такой конденсатор нужно менять. Единственное уточнение — перед «прозвонкой» конденсатор нужно разрядить. Сделать это можно выключив компьютер и обесточив его. После этого нужно нажать кнопку включения. Моргнут индикаторы на корпусе и клавиатуре — это знак того, что разрядка произошла (на ноутбуках нужно нажать и удерживать кнопку включения примерно 10-15 секунд, предварительно отсоединив аккумулятор).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector