Как определить класс подшипника
Дополнительные условные обозначения российских подшипников качения
I. Обозначение класса точности подшипников
По ГОСТ 520-89 установлены следующие классы точности подшипников:
— 0, 6, 5, 4, 2, Т — для шариковых и роликовых, радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
— 0, 6, 5, 4, 2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников;
— 0, 6Х, 6, 5, 4, 2 — для роликовых конических подшипников.
В условном обозначении подшипников класса точности 6Х проставляют только знак Х.
Установлены дополнительные классы точности подшипников — 8 и 7 ниже класса точности 0 для применения по заказу потребителей в неответственных узлах.
Перечень классов точности дан в порядке повышения точности. Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении подшипника не указывается. Классы точности ставятся через дефис непосредственно перед цифровой частью условного обозначения подшипника.
Например: 6-205, где 6-класс точности радиального однорядного подшипника 205.
II. Oбозначение радиального зазора подшипников
Радиальные зазоры в подшипниках обозначаются номерами групп по ГОСТ 24810-81: «Подшипники качения. Зазоры. Размеры».
Обозначение группы радиального зазора указывается слева от обозначения класса точности подшипника.
Например: 70-205, где 7 — группа радиального зазора, 0 — класс точности радиального однорядного подшипника 205.Нормальная группа радиального зазора в условном обозначении подшипника не указывается. Специальные требования к величине радиального зазора, отличные от ГОСТ 24810-81, обозначаются буквой Н.
Например: НО-42317 М, где Н — дополнительная группа радиального зазора, а 0 — класс точности подшипника 42317 М.
III. Обозначение момента трения подшипников
Величина момента трения (в гсм) радиальных и радиально-упорных подшипников определена техническими условиями ТУ37.006.085-79 «Нормы момента трения».
Норма момента трения подшипника условно обозначается номером соответствующего ряда, проставленным перед обозначением радиального зазора. При этом в условном обозначении радиально-упорных, а также радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 24810-81 на месте обозначения радиального зазора проставляется буква М.
Примеры обозначения подшипников: 125-25 — подшипник шариковый радиальный однорядный класса точности 5 по ГОСТ 520-89 с радиальным зазором по второй группе ГОСТ 24810-81 с моментом трения по первому ряду;
4М6-1000900 — подшипник шариковый радиальный однорядный 1000900 класса точности 6 по ГОСТ 520-89 с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 24810-81 с моментом трения по четвертому ряду.
IV. Обозначение категорий подшипников
В зависимости от наличия дополнительных технических требований ГОСТ520-89 установлены три категории подшипников — А, В, С:
— к категории А относятся подшипники классов точности 5, 4, 2, Т;
— к категории В относятся подшипники классов точности О, 6Х, 6, 5 (с учетом дополнительных требований);
— к категории С относятся подшипники классов точности 8, 7, О, 6.
По заказу потребителя допускается изготовление подшипников определенных классов точности в соответствии с требованием ГОСТ 520-89 без отнесения к категории А, В, С, при этом дополнительные требования, предусмотренные для подшипников категорий А, В, С, не устанавливаются.
Обозначение категорий А и В проставляют:
— перед знаком зазора, при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора отличной от нормальной, например А25-204;
— перед классом точности, при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например А5-205, при этом для подшипников класса точности 0 в обозначении проставляют знак О, например В0-205.
В условном обозначении подшипников категории А и В с дополнительными техническими требованиями перед знаком категории указывается знак (1,- 2, 3 и т.д.), обозначающий дополнительные технические требования. Знак дополнительных технических требований не маркируют на кольцах подшипников, а указывают в конструкторской документации, на коробке или бандероли, в товарно-сопроводительной документации подшипников, а также при их заказе.
В условном обозначении подшипников категории С категорию не указывают и не маркируют.
V. Обозначения, характеризующие материал деталей подшипников, конструктивные отличия и специальные технические требования.
Подшипники, отличающиеся от основного типа по материалам деталей, конструкции, покрытиям, зазорам, чистоте обработки, допускаемым отклонениям на размеры деталей и другим признакам, имеют следующие дополнительные обозначения, проставляемые справа от основного обозначения.
Дополнительные знаки обозначения | |||
№ | При первом исполнении | При последующих исполнениях | Отличительные признаки |
1. | А | — | Подшипники, повышенной грузоподъемности |
2. | Б | Б1, Б2, БЗ и т.д. | Сепаратор массивный из безоловянистой бронзы |
3. | Г | Г1, Г2, ГЗ и т.д. | Сепаратор массивный из черных металлов |
4. | Д | Д1, Д2, ДЗ и т.д. | Сепаратор из алюминиевого сплава |
5. | Е | Е1, Е2, ЕЗ и т.д. | Сепаратор из пластических материалов |
6. | К | К1, К2, КЗ и т.д. | Конструктивные изменения деталей подшипников |
7. | Л | Л1, Л2, ЛЗ и т.д. | Сепаратор из латуни |
8. | Р | Р1, Р2, РЗ и т.д. | Детали подшипников из теплоустойчивых сталей |
9. | У | У1, У2, УЗ и т.д. | Дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т.д. |
10. | Х | Х1, Х2, ХЗ и т.д. | Детали подшипников из цементируемых сталей |
11. | Э | Э1, Э2, ЭЗ и т.д. | Детали подшипников из стали ШХ со специальными присадками |
12. | Ю | Ю1, Ю2, ЮЗ и т.д. | Детали подшипников из нержавеющей стали |
13. | Я | Я1, Я2, ЯЗ и т.д. | Подшипники из редко применяемых материалов (твердые сплавы, стекло, керамика и т.д.) |
14. | W | W1, W2, WЗ и т.д. | Детали подшипников из вакуумированной стали |
15. | Н | Н1, Н2, НЗ и т.д. | Кольца и тела качения или только одно кольцо из модифицированной теплопрочной стали (кроме подшипников роликовых радиально-сферических двухрядных) |
16. | М | — | Модифицированный контакт |
VI. Обозначения специальных требований к подшипникам по шуму (вибрации)
Нормы шумности подшипников предусмотрены соответствующими нормалями, а также специальными ТУ. Подшипники в этом случае получают дополнительное обозначение: букву Ш и цифровой индекс (Шl, Ш2, ШЗ и т.д.).
По мере возрастания цифрового индекса требования к подшипнику по шуму в работе ужесточаются.
Обозначения этих специальных требований ставятся справа от основного условного обозначения подшипника после указаний о конструктивных отличиях (К), материале сепаратора (Д, Л, Е, Б) или колец (Ю, Х, P) и т.д.
Например: 5-8322 ЛШ1, где 5 — класс точности упорного одинарного шарикоподшипника 8322, Л — сепаратор латунный, Ш1- норма шумности.
VII. Обозначение специального отпуска деталей подшипников.
При изготовлении подшипников с деталями из сталей ШХ15 и ШХ15-СГ с повышенным отпуском в условном обозначении подшипника ставится буква Т с цифровым индексом или без него.
Дополнительные обозначения | T | T1 | Т2 | Т3 | Т4 | Т5 |
Температура отпуска колец, °С | 200 | 225 | 250 | 300 | 350 | 410 |
Эти дополнительные обозначения ставятся справа от основного обозначения подшипника.
Например: 75-205 ET2 — обозначение радиального однорядного шарикоподшипника 205, 5-го класса точности с радиальным зазором по 7-ой группе, пластмассовым сепаратором и температурой отпуска колец 240-260 °С.
VIII. Обозначение сортов смазки, закладываемой в подшипники закрытого типа при их изготовлении
Подшипники закрытого типа, заполненные пластичной смазкой, имеют следующие дополнительные обозначения:
Подшипники: стандарты, размеры, типы, классификация, назначение, маркировка
Подшипником называется особый сборный узел, являющийся частью опоры, поддерживающей вал и обеспечивающий свободное вращение последнего. Видов подобных устройств существует несколько. Конечно же, в обязательном порядке соблюдаются при изготовлении таких изделий, как подшипники, стандарты, предусмотренные ГОСТом.
Основные типы
Для снижения трения в узлах разного рода могут использоваться подшипники:
Классификация подшипников качения
Устройства этого типа имеют очень простую конструкцию. Состоят они обычно из двух колец, между которыми находятся тела качения. Последние удерживаются внутри подшипника с помощью специального сепаратора.
Классифицироваться устройства качения могут по следующим признакам:
- направлению воспринимаемой нагрузки — осевые, радиальные, радиально-упорные;
- виду тел качения — шарики, ролики;
- расположению тел качения — одно-, двух- или четырехрядные;
- форме центрального отверстия — конусные, цилиндрические.
Существуют и такие виды подшипников качения, как обычные и самоустанавливающиеся, а также сдвоенные и простые.
Разновидности подшипников скольжения
Конструкция у устройств этого типа также совершенно несложная. Основой подшипника скольжения, как и качения, являются два кольца, одно из которых движется в процессе работы механизма. Однако вместо шариков или роликов в таких устройствах используются разного рода смазочные материалы, залитые в специальный желоб. Существует подшипники скольжения:
- гидростатические;
- гидродинамические.
В устройства первого типа смазка подается извне посредством насоса. Гидродинамические подшипники в этом плане более удобны. В процессе работы они сами выступают в роли насоса. Смазка в них поступает из-за разницы давления между составными частями.
По конструкции подшипники скольжения бывают:
Подшипники первого типа используются в основном в узлах механизмов, работающих на малых скоростях. Основным преимуществом устройств этой разновидности является способность эффективно выполнять свои функции даже при значительных перекосах.
Упорные подшипники устанавливаются в узлах, испытывающих сильные поперечные нагрузки. Чаще всего они применяются в турбинах и паровых установках.
Линейные подшипники при работе выполняют роль направляющих. Функционировать без перебоев они могут даже при постоянных радиальных нагрузках.
Стандарты устройств скольжения
Подшипники любой разновидности — изделия прежде всего стандартные. В противном случае подобрать подобное устройство для того или иного механизма было бы крайне сложно.
По каким же нормативам изготавливаются подшипники? ГОСТ регулирует не только собственно размеры подобных изделий, но и, к примеру, условные обозначения их конструктивных элементов и многие другие параметры. Какие именно нормативные документы регулируют изготовление устройств скольжения, можно посмотреть в представленной ниже таблице.
![]() |
Присоединительными поверхностями подшипников качения являются следующие (см. рис.2):
Рис. 2. Присоединительные поверхности подшипников качения.
D — внешний диаметр ( внешнего кольца);
d — внутренний диаметр ( внутреннего кольца);
В — ширина колец;
Dm — средний диаметр внешнего кольца подшипника:
где Dmax — самое большое значение внешнего диаметра, вымеренное в двух
Dmin — меньше всего значение внешнего диаметра, вымеренное в двух крайних сечениях;
dm — средний диаметр внутреннего кольца подшипника:
где dmax — самое большое значение внутреннего диаметра, вымеренное в двух
dmin — меньше всего значение внутреннего диаметра, вымеренное в двух крайних сечениях.
Для размеров d, dm, D, Dm введены предельные отклонения, которые представлены в ГОСТ 3325-85.
Ввод в стандарт предельных отклонений средних диаметров dm и Dm вызвано особенностями определение их пригодности в соединении, потому что кольца малых типоразмеров подшипников легко деформируются вследствие малой толщины. Размеры колец подшипников до монтажа и после установки на валы и в корпуса не совпадают. Например, кольцо подшипника, который имеет до установки овальность или размеры, которые вышли за допустимые пределы, после установки может принять правильную геометрическую форму и иметь размеры, которые лежат в пределах допуска.
В связи с изложенным, годными является кольца подшипников, действительные значения средних диаметров которых не выходят за пределы значений средних диаметров dm и Dm.
Соединение подшипников катания с валами и корпусами выполняют согласно ГОСТ 3325-85.
Диаметры внешнего D и внутреннего d колец подшипника приняты за номинальные диаметры основного вала и основного отверстия.
— посадка внешнего кольца в корпус осуществляется за системой вала;
— посадка внутреннего кольца на вал — за системой отверстия.
В подшипниковых посадках принятое «перевернутое» относительно нулевой линии расположения поля допуска основного отверстия. Поэтому поле допуска диаметра d подшипника расположено ниже нулевой линии, (см. рис. 2).
Поля допусков посадочных размеров внутренних и внешних колец подшипников отличаются как расположением, так и величиной от тех, что установленные для основного вала и отверстия гладких цилиндрических соединений. На рис. 3 приведенная схема расположения полей допусков посадочных размеров подшипника и сопряженных с ним валов и отверстий.
![]() |
Рис. 3. Схема расположения полей допусков колец подшипников и сопряженных с ними валов и отверстий.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8978 — | 7632 —
или читать все.
188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Классы точности подшипников
Класс точности подшипника качения — чрезвычайно важный его параметр, зачастую не менее важный, чем его размер, то есть подшипник низшего класса и высшего соотносятся между собой практически как два разных подшипника. На станки и другие механизмы, требующие высокой точности вращения, устанавливаются изделия самых высоких степеней точности, в сельскохозяйственное оборудование, массово распространенные механизмы, продукцию общего машиностроения — наименее низкого класса. Подшипники самых высоких классов называют также прецизионными . Если взять за пример шпиндель металлообрабатывающего станка, то, если в него установить подшипник шестого или нулевого класса (низкого), он просто не сможет обрабатывать изделия как положено.
Различие заключается как в точности изготовления деталей (допуска), включая их габаритные размеры, так и всего подшипника и точности его вращения, при этом, если точность деталей разная, подшипнику присваивается класс наименее точной из них.
Разумеется, класс точности подшипника очень сильно влияет на его цену, например, один и тот же тип 46115 по классу точности 6 (для общего применения) будет стоить порядка 700 рублей, а по классу Т (высокоточный для станков) — 2500, то есть более, чем в 3 раза дороже.
Современная система классов точности подшипников качения
Подшипник самого высокого класса точности
По современной системе маркировки подшипников, принятой в нашей стране различают следующие классы точности в порядке их повышения .
Для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально- упорных подшипников:
8, 7, нормальный, 6, 5, 4, Т, 2
Для роликовых конических подшипников:
8, 7, 0, нормальный, 6X, 6, 5, 4, 2
Для упорных и упорно-радиальных подшипников:
8, 7, нормальный, 6, 5, 4, 2
Указанная система применяется в ГОСТ520-2002, отличающемся от предыдущих версий, в частности, 520-89. Нормальный класс — аналог обозначения 0.
Цифра или буква, указывающая на класс точности, проставляется слева от номера подшипника, сразу перед черточкой (именно последним знаком, поскольку знаков может быть несколько, а первый, самый левый, может указывать на группу радиального зазора или что-либо еще). Рассмотрим на примере:
Цифра 7 здесь указывает на группу радиального зазора больше нормального, 0 — класс точности (при отсутствии в дополнительном обозначении других знаков 0 не пишется), 42415 — собственно номер.
Кроме указанных выше классов точности для роликовых конических подшипников по показателю монтажная высота устанавливается нормальная и повышенная степени точности. Нормальная точность специального обозначения не имеет. Повышенная точность обозначается буквой «У», которая проставляется в номере справа от обозначения класса точности, но левее знака тире (например, 6У-7307А).
Взаимозаменяемость классов точности
Очень часто, особенно на какое-то старое оборудование, нужны подшипники, которые уже не выпускаются тем или иным классом точности. Нужно подобрать изделие, подходящее для того же узла. Классы точности можно разделить на две группы — в первую входят Т, 2 и 4, во вторую — 5, 6, 0. Более того, в последнее время для первой группы наблюдается тенденция объединения входящих в нее классов в один (да и для второй тоже, поскольку 5 класс практически уже не выпускается). Так, лидер отрасли в нашей стране, ЕПК, многие типы подшипников классов Т и 4 реализует по одинаковой цене, из чего можно сделать резонный вывод, что они мало чем отличаются.
Система, принятая за рубежом
В импортных подшипниках количество классов точности меньше (к чему, видимо, идет и наша промышленность) — их всего три: стандартный класс (P6), который обычно в номере не указывается, Р4 и Р2. Некоторые производители используют еще и P5. Однако, несмотря на стандартизацию, чрезвычайно важен конкретный производитель — выполненные по, казалось бы, одному классу точности подшипники разных марок могут очень сильно отличаться. Наиболее высокоточные подшипники (P2) ведущих производителей являются стратегической ценностью и в другие страны не поставляются (например, в России купить практически невозможно). Стоит отметить, что продукция ведущих зарубежных производителей, таких как SKF (Швеция), FAG и INA (Германия), Koyo, NSK, NTN (Япония), Timken (США) и некоторых других по точности посадочных размеров и вращения превышает российский 6-ой класс и близка к российскому 5-му классу или даже превышает его, приближаясь к 4-му.
Стоит отметить, что на самом деле существует сразу несколько разных стандартов (кликните по миниатюре ниже): помимо ISO, это AFNOR (Франция), ABEC/RBEC (США), DIN (Германия), JIS (Япония). Мы не будем заострять на них внимание, поскольку на отечественном рынке проще всего ориентироваться по ISO, да и вообще для подавляющего большинства потребителей классы точности импортных подшипников качения не представляют интереса — практически вся продукция продается по классу точности, аналогичному нашему 6, а то что выше — слишком дорого и гораздо экономичнее продукция наших заводов. Гораздо важнее, как указывалось выше, ориентироваться по брендам (см. раздел «импортные подшипники»).
На что нужно обратить внимание
Помимо собственно класса точности подшипника качения, чрезвычайно важно, чтобы он был идентичен, то есть не подделкой, и был изготовлен предприятием с историей и известным товарным знаком, а не с клеймом и паспортом фирмы-однодневки, которой через пару лет уже не станет (производятся такие подшипники обычно на полукустарных фабриках Китая и никто даже и не думает о всяких там классах точности — лишь бы были минимальные затраты на производство). В последнее время на российском рынке такой продукции появилось огромное количество — причем подделываются очень часто именно подшипники высоких классов точности, так как, во-первых, их можно гораздо дороже продать, во-вторых, для того чтобы их купить, потребителю необходимо приложить усилия для поиска — далеко не каждая фирма может позволить себе держать на складах, как Вы уже поняли, очень даже недешевую продукцию в достаточном количестве. В этих условиях нечистым на руку дельцам очень удобно действовать.
Типичная подделка под продукцию Саратовского подшипникового завода — нет даже никаких дополнительных обозначений в номере. Сепаратор с выбоинами и зазубринами.
Есть еще один очень важный нюанс — значительная часть подшипников наивысших классов точности используется при чрезвычайно высоких оборотах и быстро вырабатывает свой ресурс, не теряя при этом своего внешнего вида. То есть фактически непригодное уже для эксплуатации изделие выглядит как новое. Такие подшипники зачастую реализуются коммерческим фирмам по бросовым ценам, а затем вновь поступают в продажу!
Посадки подшипников качения
Классы точности подшипников качения
Общие сведения
Подшипники качения является наиболее распространенными стандартными сборочными единицами, которые изготовляют на специализированных заводах. Они имеют полную внешнюю взаимозаменяемость за присоединительными поверхностями, которые определяются внешним диаметром D внешнего кольца и внутренним диаметром d внутреннего кольца. Между кольцами и телами качения существует неполная взаимозаменяемость (кольца и тела качения собирают селективным методом). Изношенные подшипники качения легко демонтируются и заменяются новыми в корпусах и на валах.
Точность подшипников качения характеризуется точностью их изготовления и сборки. Допуски на изготовление посадочных поверхностей подшипников не совпадают с допусками по квалитетам, поэтому для градации точности подшипников качения установлены классы точности.
Стандартом ГОСТ 520-89 предусмотрено для подшипников качения 5 классов точности, обозначенных в порядке повышения точности: Р0, Р6, Р5, Р4, Р2. В обозначении подшипников допускается опускать литеру Р, то есть обозначать 0, 6, 5, 4, 2.
Класс точности подшипника указывают перед обозначением типа (номера) подшипника, например Р4 — 250. Класс «» наиболее распространенный в общем машиностроении, поэтому обозначение Р0 или 0 на подшипниках этого класса не проставляют. Приведенный пример обозначения подшипника имеет вид: 205,где 2 — серия подшипника — легкая (существуют: средняя — 3, тяжелая — 4 и т.п.); две последние цифры, умноженные на пять, равняются диаметру отверстия внутреннего кольца подшипника качения (205— подшипник шариковый радиальный однорядный легкой серии для посадки на вал диаметром 25 мм).
Основные размеры подшипников качения устанавливает ГОСТ 3478-79, типы и конструктивное исполнение -ГОСТ 3395-89.
Точные подшипники класса 2 или Р2 предназначены для:
— гироскопических машин и приборов;
— микроскопических приборов, электрических микромашин;
Подшипники классов 5 и 4 используют при:
— высоких частотах вращения;
— в случаях, когда нужна высокая точность при вращениях (например, для шпинделей шлифовальных станков);
— в прецизионных металлорежущих станках.
![]() |
Присоединительными поверхностями подшипников качения являются следующие (см. рис.2):
Рис. 2. Присоединительные поверхности подшипников качения.
D — внешний диаметр ( внешнего кольца);
d — внутренний диаметр ( внутреннего кольца);
В — ширина колец;
Dm — средний диаметр внешнего кольца подшипника:
где Dmax — самое большое значение внешнего диаметра, вымеренное в двух
Dmin — меньше всего значение внешнего диаметра, вымеренное в двух крайних сечениях;
dm — средний диаметр внутреннего кольца подшипника:
где dmax — самое большое значение внутреннего диаметра, вымеренное в двух
dmin — меньше всего значение внутреннего диаметра, вымеренное в двух крайних сечениях.
Для размеров d, dm, D, Dm введены предельные отклонения, которые представлены в ГОСТ 3325-85.
Ввод в стандарт предельных отклонений средних диаметров dm и Dm вызвано особенностями определение их пригодности в соединении, потому что кольца малых типоразмеров подшипников легко деформируются вследствие малой толщины. Размеры колец подшипников до монтажа и после установки на валы и в корпуса не совпадают. Например, кольцо подшипника, который имеет до установки овальность или размеры, которые вышли за допустимые пределы, после установки может принять правильную геометрическую форму и иметь размеры, которые лежат в пределах допуска.
В связи с изложенным, годными является кольца подшипников, действительные значения средних диаметров которых не выходят за пределы значений средних диаметров dm и Dm.
Соединение подшипников катания с валами и корпусами выполняют согласно ГОСТ 3325-85.
Диаметры внешнего D и внутреннего d колец подшипника приняты за номинальные диаметры основного вала и основного отверстия.
— посадка внешнего кольца в корпус осуществляется за системой вала;
— посадка внутреннего кольца на вал — за системой отверстия.
В подшипниковых посадках принятое «перевернутое» относительно нулевой линии расположения поля допуска основного отверстия. Поэтому поле допуска диаметра d подшипника расположено ниже нулевой линии, (см. рис. 2).
Поля допусков посадочных размеров внутренних и внешних колец подшипников отличаются как расположением, так и величиной от тех, что установленные для основного вала и отверстия гладких цилиндрических соединений. На рис. 3 приведенная схема расположения полей допусков посадочных размеров подшипника и сопряженных с ним валов и отверстий.
![]() |
Рис. 3. Схема расположения полей допусков колец подшипников и сопряженных с ними валов и отверстий.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8978 — | 7632 —
или читать все.
188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
detector