Что такое колесный плуг
Что такое колесный плуг
С.-х. орудие для основной обработки почвы — вспашки (См. Вспашка). П. наиболее древнее почвообрабатывающее орудие, формы которого были известны по вавилонским и древнеегипетским изображениям, наскальным рисункам в Северной Италии и Южной Швеции (относящимся ко 2-му тысячелетию до н. э.), а также по находкам древних П. в торфяниках на территории Польши. Ранее 1-го тыс. до н. э. П. был известен в Китае. Все эти П. изготовлялись из дерева и уже имели дышло для запряжки животных, рукоятки или раздвоенную рассоху для управления. Рабочий орган П. — лемех — закрепляли горизонтально (собственно П.) или наклонно (соха). В 1-м тыс. до н. э. появились П. с железным лемехом; римлянами был изобретён передок на колёсах, позволявший регулировать глубину хода П.; применены нож, размещаемый перед лемехом для разрезания почвы, и доски (отвалы), прикрепляемые под углом к лемеху для рыхления и сдвигания почвы в сторону.
В России П. появился в лесостепной полосе уже в 8—9 вв. накануне образования Киевской Руси. Начало развития современного П. относится к 17 в. Первые металлические конные П. появились в конце 18 в. Заводское производство конных П. в России началось в 1802. Выпускали П. беспередковый и с русским передком. П. механической тяги начали выпускать только после Октябрьской революции 1917. Первые серийные тракторные П. были выпущены в СССР Одесским заводом им. Октябрьской революции в 1925. Дальнейшее развитие конструкции П. велось по пути замены прицепных П. навесными и полунавесными, а также изменения ширины захвата П. для более эффективного агрегатировання с тракторами. В 1973 в сельском хозяйстве СССР насчитывалась 961 тыс. тракторных П. общего назначения. Современные П. разделяют: по типу рабочих органов — на лемешные и дисковые; по роду тяги — на тракторные (навесные, полунавесные и прицепные), конные и канатные; по числу рабочих органов — на одно-, двух- и многокорпусные; по назначению — для основной вспашки (общего назначения) и специальные; по способу вспашки — на бороздные, работающие всвал и вразвал (с образованием свальных гребней и разъёмных борозд), и для гладкой пахоты.
В СССР применяют преимущественно лемешные тракторные навесные (рис. 1), прицепные и полунавесные П. Основные узлы этих П. — рабочие органы, механизм регулирования глубины пахоты, автоматический гидроцилиндр, опорные колёса, навеска (у навесных П.) или прицеп (у прицепных П.). Все узлы П. смонтированы на плоской или крючковой раме. К рабочим органам лемешного П. относят: корпус (рис. 2), состоящий из стойки с закрепленными на ней лемехом, отвалом и полевой доской; предплужник, аналогичный по конструкции корпусу, но имеющий меньшие размеры; дисковый или черенковый нож. Для углубления подпахотного слоя на 5—12 см без выноса на поверхность поля на корпусах дополнительно крепят почвоуглубители. При работе П. предплужники, размещенные на 30—35 см впереди корпусов, снимают слой почвы на глубину 10 см и сбрасывают его на дно борозды, образованной впереди идущим корпусом. Корпуса отрезают лемехами и отрывают полевой кромкой отвалов почвенные пласты. Отвалы поднимают, крошат и оборачивают пласты, прикрывая ими почву, сброшенную предплужниками на дно борозды. Дисковый нож, расположенный у заднего корпуса, отрезает пласт, оставляя необрушенную стенку и незасорённую борозду. При вспашке целинных и залежных земель дисковые ножи крепят перед каждым корпусом. Полевая доска задним концом опирается на дно, а боковой стороной прижимается к стенке борозды и воспринимает давление, возникающее в результате действия пласта на рабочую поверхность корпуса. Для рыхления почвы на глубину до 40 см без оборота пласта применяют корпуса, которые не имеют отвала. Опорные колёса прицепного и полунавесного П., являющиеся опорами при их работе, предназначены, кроме того (как и опорные колёса навесного П.), для изменения глубины пахоты, для чего их поднимают или опускают винтовыми регулировочными механизмами. Автомат (у прицепного П.) и гидроцилиндр (у полунавесного П.) служат для перевода П. в транспортное положение. Навесной П. поднимают и опускают гидросистемой трактора.
Дисковые П. применяют в основном для вспашки новых земель после раскорчёвки леса, тяжёлых, уплотнённых, засорённых растениями и болотных почв. Рабочими органами этих П. являются сферические диски, вращающиеся на осях, смонтированных на раме П.
П. общего назначения используют для основной вспашки почвы на глубину 20—30 см. Для свально-развальной пахоты на раме П. монтируют правооборачивающие корпуса. Гладкую пахоту (без гребней и борозд) получают, применяя оборотные, клавишные и челночные П. Оборотный П. (рис. 3) имеет право-и левооборачивающие корпуса, закрепленные на общей раме. После каждого прохода П. его раму поворачивают вокруг продольной оси на 90° механизмом поворота. Клавишный П. оборудован секциями право- и левооборачивающих корпусов, включаемыми в работу попеременно. Челночный П. состоит из двух секций право- и левооборачивающих корпусов, одну из которых навешивают на навеску трактора спереди, а другую на его навеску сзади. Этот пахотный агрегат работает поперёк склона (по горизонталям) челночным способом. При этом переднюю или заднюю секцию П. включают в работу попеременно.
Специальные П. подразделяют на кустарниково-болотные, плантажные, садовые, виноградниковые (см. Виноградниковый плуг-рыхлитель), ярусные, лесные, для пахоты каменистых почв и др. Кустарниково-болотный П. (рис. 4) применяют для вспашки болотных и торфяных почв, лесных раскорчёвок, расчисток после кустореза, почв, покрытых кустарником и древесной порослью высотой 2—4 м. Ярусный П. предназначен для двухъ- и трёхъярусной вспашки солонцовых и подзолистых почв. При трёхъярусной пахоте передний корпус (рис. 5) снимает верхний слой почвы, оборачивает его и укладывает на дно борозды, образованной при предыдущем проходе заднего корпуса: средний корпус поднимает 3-й слой и вместе с лежащим на нём верхним слоем сдвигает их в сторону, не оборачивая; одновременно задний корпус поднимает 2-й слой, оборачивает и сбрасывает на дно борозды, образованной средним корпусом. При двухъярусной вспашке верхний слой либо укладывают на поверхность поля, а средний и нижний слои перемешивают между собой, либо верхний слой заделывают на глубину, а 2 нижних слоя без оборота поднимают на поверхность. Плантажный П. используют для обработки почвы на глубину до 40 см под виноградники, садовые и лесные насаждения. Садовый П. применяют для вспашки почвы в междурядьях садов. Он снабжен устройством, обеспечивающим боковое смещение П. от продольной оси трактора, что позволяет обрабатывать почву под кронами полновозрастных деревьев. Лесной П., снабженный одновременно работающим корпусом с право-и левооборачивающими отвалами, отрывает борозды для посадки и посева лесных культур на нераскорчёванных вырубках. Имеет приспособление для посева в отрываемые борозды семян хвойных пород. П. для ооработки каменистых почв снабжен рычажным механизмом для выглубления корпусов при встрече с препятствием и заглубления после преодоления его.
Для улучшения качества обработки почвы в начале 60-х гг. 20 в. советскими и зарубежными научными учреждениями и конструкторскими бюро предложены конструкции П. с роторными отвалами и ротационные П. Корпус П. с роторным отвалом хорошо оборачивает и рыхлит пласт при работе на повышенных скоростях. Тяговое сопротивление его на 30% меньше, чем у лемешного. Однако роторный рабочий орган недостаточно хорошо заделывает растительные остатки и слабо перемешивает слои почвы.
Лит.: Сельскохозяйственная техника. Каталог, 3 изд., М., 1967; Карпенко Н. А., Зеленев А. А., Сельскохозяйственные машины, М., 1968; Каталог тракторов, сельскохозяйственных, землеройных и мелиоративных машин, транспортных средств, машин и оборудования для механизации животноводческих ферм, М., 1972.
Рис. 1. Навесной тракторный плуг: 1 — предплужник; 2 — корпус; 3 — рама; 4 — дисковый нож; 5 — опорное колесо; 6 — винтовой механизм регулирования глубины пахоты; 7 — навеска плуга.
Рис. 2. Корпус плуга: 1 — лемех; 2 — отвал; 3 — полевая доска; 4 — стойка; 5 — полевой обрез лемеха; 6 — полевой обрез отвала; 7 — перо; 8 — рама плуга; 9 — скоба; 10 — брус жёсткости; 11 — крыло; 12 — грудь.
Рис. 3. Оборотный навесной плуг: 1 — правооборачивающий корпус; 2 — левооборачивающий корпус; 3 — опорное колесо; 4 — левооборачивающий предплужник; 5 — навеска плуга; 6 — гидроцилиндр поворота; 7 — шток; 8 и 9 — механизм поворота плуга.
Рис. 4. Кустарниково-болотный плуг: 1 — черенковый нож; 2 — лемех; 3 — отвал; 4 — перо; 5 — рама; 6 — пруток; 7 — винтовой механизм регулирования опорного колеса; 8 — навеска плуга.
Рис. 5. Схема ярусного плуга: 1 — передний корпус; 2 — средний корпус; 3 — задний корпус.
Что такое колесный плуг
Когда появилось сельское хозяйство, земля обрабатывалась вручную либо с помощью мотыг на мягких плодородных почвах, например на берегах Нила, где ежегодные приливы омолаживали почву и облегчали её обработку. Чтобы регулярно выращивать зерновые культуры в менее плодородных областях, более низкий слой почвы с питательными веществами требовалось поднять на поверхность.
Приручение волов в Месопотамии, произошедшее, возможно, уже в VI тысячелетии до нашей эры, дало человечеству достаточную тяговую силу, необходимую для развития орудий для вспашки. Самые первые плуги имели очень простое строение и представляли собой раму (дышло), держащую в себе вертикально закреплённый кусок дерева (лемех), который волочили сквозь верхний слой почвы. Как лемех, так и дышло выделывались из одного куска дерева, о чём свидетельствует, например, сиракузская бронзовая монета. [1]
Древние формы плуга известны нам по вавилонским и древнеегипетским изображениям, наскальным рисункам в Северной Италии и Южной Швеции (относящимся ко 2-му тысячелетию до н. э.), а также по находкам древних плугов в торфяниках на территории Польши. Ранее I тыс. до н. э. плуг был известен в Китае.
Древними римлянами был изобретён отвал, который отбрасывал землю в сторону, погребая сорняки и остатки предыдущего урожая под слой земли, в то же время вытаскивая питательные вещества на поверхность. Такой плуг мог также быть использован на сырой земле, вода стекала по бороздам, оставленным плугом. Кроме этого, римляне поставили передок на колёсах, позволявший регулировать глубину хода плуга; и применили нож, размещаемый перед лемехом для разрезания почвы. [2]
В самом начале отвалы делались из дерева в виде продолговатого четырёхугольника. Спереди их прикрепляли к стойке, а позади к подошве и к одной из рукояток плуга посредством деревянной или железной связи. Так как к дереву земля налипает сильнее, нежели к металлу, то впоследствии стали делать отвалы из чугуна или железа и давать им форму местами вогнутую, местами выпуклую, так что отвал представлял собой изогнутую винтообразную поверхность. [1]
Первым коммерчески успешным плугом с использованием железных частей следует считать «Роттерхамский плуг», разработанный Джозефом Фольямбе (Joseph Foljambe) в 1730 году в Ротерхаме, Англии. Он был прочным, лёгким, и созданным по математическим расчётам шотландского конструктора Джеймса Смола (James Small). Плуг позволял срезать, поднимать и переворачивать слой земли.
Индустриальная революция
Стальные плуги появились во времена промышленной революции. Они были легче и прочнее тех, что изготовлялись из железа или дерева. Первый стальной плуг изобрёл американский кузнец Джон Дир (John Deere) в 1830-х годах. К тому времени дышло, крепившееся к упряжи животных, было приспособлено так, что колесо в передней части плуга катилось по земле. Первые стальные плуги управлялись пешим человеком. Управляющий шёл вслед за плугом, держась за две рукоятки, и регулировал направление и глубину борозды. Он также часто руководил движением животных, тянущих за собой плуг. Позже появились плуги, где управляющий уже сидел на специальном сидение на колёсах, а плуг имел несколько лемехов.
Одна лошадь как правило может тянуть только плуг для одной борозды на чистой и мягкой почве. Для обработки более тяжёлых почв требовалось две лошади, одна из которых шла по борозде, а другая по необработанной земле. Для плугов, делающих две и более борозд, одна или несколько лошадей должны идти по свободной, невспаханной земле, и даже это даётся им с трудом. Обычно таким лошадям дают десятиминутный отдых каждые полчаса.
С появлением парового трактора стало возможно использовать его для вспашки. В Европе уравновешенные плуги на колёсах тянулись проволочными канатами (в качестве средства передачи), управляемых парой паровых двигателей английского инженера Джона Фоулера (John Fowler). В Америке твёрдая почва равнин позволила прямое использование больших паровых двигателей в качестве тяговой силы. Часто бывало, что до десяти паровых машин тянули один большой плуг, что позволяло вспахать сотни акров земли за день. Только паровые машины могли двигать такие большие плуги. Когда появились бензиновые двигатели, они не имели достаточной мощности сравнимой с паровой тягой.
В Австралии в 1870-е годы был изобретён специальный плуг для распашки земель под виноградники, названный «Стамп Джамп». Его устройство позволяло плужному лемеху самому перепрыгивать через шишковатые и очень длинные, выступающие на поверхность корни эвкалиптов. С помощью такого плуга первые поселенцы в долине МакЛарен обрабатывали все самые старые виноградники в регионе. [3]
Более простая система, созданная позже, использует вогнутый диск (или два), установленный под большим углом к направлению движения. Вогнутая поверхность удерживает диск в земле, если под него не попадает что-либо твёрдое. Когда плуг натыкается на корень дерева или камень, лемех плуга подпрыгивает, что позволяло избежать поломки плуга и продолжить вспашку.
Современный плуг
Традиционные плуги могут переворачивать землю только в одном направлении, указываемым отвалом лемеха. В результате действия плуга образуются гребни вспаханной земли между бороздами, похожие на грядки. Этот эффект наблюдается и на некоторых полях, обрабатывавшихся в древние времена.
Современные оборотные плуги имеют двойные переворачивающиеся лемеха: пока один работает на земле, второй переворачивает её в воздухе(ошибочное суждение — в текущий момент времени работает один комплект — так же, как у обычного плуга). Доходя до края поля, плуг под действием гидравлики переворачивается, и при втором обратном проходе новые борозды отваливаются в ту же сторону, что и в первый раз, что позволяет избежать гребней. Оборотный плуг не производит никаких дополнительных операций с пластом. Его использование позволяет пахать «челночным» методом — каждый последующий проход вплотную к предыдущему. Для этого необходимы два комплекта лемехов «зеркальной» конструкции на одной раме. При проходе один комплект работает, второй «смотрит в небо». После прохода и разворота агрегата «зеркальные» лемеха с помощью гидравлики меняются местами. Такая схема вспашки позволяет получить однородную вспаханную поверхность с гребнями, ориентированными в одну сторону (гладкая вспашка). Кроме того, экономится время и топливо на переездах между загонами. При вспашке же обычным плугом половина загона имеет гребни справа от борозды, половина — гребни слева. При этом в центре загона образуется либо двойной гребень (при вспашке «в свал», когда агрегат начинает движение с середины загона и ходит по расширяющейся спирали), либо двойная борозда (при вспашке «вразвал», когда агрегат начинает движение у края загона и ходит по сужающейся спирали).
Оборотный плуг подсоединяется к трактору с помощью трехточечной навески. Обычные плуги имеют от 2 до 5 отвалов, но полу-закреплённые плуги, поднятие которых поддерживается колесом с диаметром в половину длины плуга, могут иметь до 18 отвалов. Гидравлическая система трактора используется для поднятия и переворота плуга, а также для регулирования ширины и глубины борозды. Тракторист всё ещё должен регулировать сцепление плуга, так чтобы он шёл под нужным углом. На современных тракторах глубина и угол вспашки устанавливаются автоматически.
Цель вспашки состоит в перемешке слоёв земли, обогащении её кислородом, избавление от сорняков и некоторых бактерий. Закопанные сорняки разлагаются в земле и служат в качестве компоста.
Широкое распространение виноградников, плодовых насаждений и лесопосадок потребовало создания специального плантажного плуга, вспахивающего землю на большую, чем обычный плуг, глубину (до 100 см), что способствует созданию более благоприятных условий для развития корней растений. Плантажный плуг может иметь двойные лемеха на разной глубине, почвоуглубители и другие рабочие органы, глубоко рыхлящие почву. Конструкция плуга позволяет улучшить водный режим почвы и уменьшить выщелачивание питательных веществ из верхних слоев грунта. Одновременно с плантажной вспашкой может проводиться внесение органических и минеральных удобрений [4] .
Эрозия почвы
Одним из негативных последствий вспашки является эрозия почвы. Под действием воды и ветра земля перемещается, и использование плуга способствует этому процессу. В результате неконтролируемого использования сельскохозяйственных процедур на США в 1930-е годы обрушилась волна пыльных бурь.
Детали плуга
Ручной плуг XIX века
В отдельности главные части плуга (рис. справа) производят следующую работу. Нож (а) — отрезает пласт в вертикальной плоскости. Лемех (б) в горизонтальной, оборачивает и разрыхляет пласт — отвал (в). К ним присоединяются ещё полевая доска (г), дающая плугу опору в вертикальной плоскости, подошва (д), служащая опорой плуга снизу и принимающая на себя вес плуга и лежащего на нём во время работы пласта; одна или две стойки (е), к которым прикрепляются с одной стороны вышеупомянутые части, а с другой — грядиль (ж, дышло), за который с переднего конца зацепляется упряжной валек и прикрепляется регулятор (и), а с заднего рукоятки (з). Обе последние части служат для управления плугом. К каждому плугу прикладываются ещё ключ для отвинчивания и закрепления гаек, молоток для заклепывания и или плуговой башмак, который надевается на лемех, или плужные салазки, служащие для перевозки плуга с одного места на другое.
Разновидности плуга на территории России XIII—XX вв
В европейской части России, по меньшей мере с X века [5] , наибольшее распространение имела традиционная «великорусская» соха, вплоть до постепенной замены её железным плугом на рубеже XIX—XX вв. [6] В Поволжье, на Урале и в большинстве областей Сибири имели распространение колёсные разновидности плуга, такие как малороссийский деревянный плуг-«лемех» и сабан-«колесуха» [7] .
В духовной культуре
В религии и мифологии
В земледельческих культурах плуг или соха имеют огромное культовое значение, поскольку участвуют в многочисленных ритуалах — например «первой борозды». В мифологических представлениях плуг нередко приобретает фаллическую символику, поскольку «оплодотворяет» Мать-Землю. С этим связан и тот факт, что пашут и сеют в традиционном обществе обычно исключительно мужчины, как носители оплодотворяющего начала [8] .
У восточных славян и на Балканах во время Святок (в сочельник, под Новый год) проводился обряд «кликанья плуги». Он заключался в шествии с плугом, его величании и даже заклинании, а также в инсценировке пахоты и сева [9] . Этот обряд, базировавшийся на магии подобия и магии «первого дня», должен был обеспечить в наступающем году плодотворную обрабоку земли и обильные всходы. [10]
У многих индоевропейских народов известен архаичный ритуал опахивания. Он основывается на ассоциации борозды, проведённой плугом, с границей, отделяющей сакральное, «окультуренное» пространство от хаоса окружающей среды.
Сразу два мифоритуальных аспекта плуга отразились в образе индуистской богини Ситы. Согласно «Рамаяне», она родилась из борозды, которую провёл плугом её отец Джанака, опахивая место для жертвоприношения. Даже имя (др.-инд. Sītā ) переводится как «борозда». С другой стороны, рождение Ситы и её упоминания в Ведах говорят о связи этой богини с плодородием и Матерью-Землёй, при том что плуг обладает фаллической символикой.
В геральдике
Плуг используется как эмблема земледелия и как символ новой жизни. В первые годы существования Советской России плуг употреблялся как эмблема трудового крестьянства и одно время изображался с молотом, пока его в этом качестве не вытеснил серп. Плуг также был изображён на советских монетах достоинством в 1 рубль и полтинник в 1920-е годы; силуэт плуга также изображался на ордене Красного Знамени и на медалях в некоторых странах Восточной Европы (например, в Чехословакии в 1948—1989 гг.).
Как эмблема новой жизни, плуг использовался в конце XVIII — начале XIX века в Северной Америке, а в нынешнее время изображен на государственном гербе Либерии [11] .
Также в настоящее время изображён на государственных печатях штатов США Пенсильвания, Орегон, Оклахома, Северная Дакота, Невада, Монтана и Миннесота [12] .
В музыке
В 1991 году группа «Сектор Газа» записала песню «Плуги-вуги».
Как выбрать плуг. Виды плугов и их предназначение.
Плуг — сельскохозяйственное орудие с широким, чаще металлическим, лемехом для основной обработки почвы — вспашки земли. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже — лошади. В настоящее время в промышленно развитых странах плуг тянет за собой трактор.
Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, разрыхляет и делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев. В процессе вспашки повреждаются уже тронувшиеся в рост, но ещё недостаточно окрепшие однолетние сорняки. Кроме того, оборот пласта земли способствует перемещению не проросших семян сорняков в нижний (более глубокий) слой плодородной почвы, что, в свою очередь, создаёт дополнительное препятствие на пути прорастания сорных трав — многие семена при этом погибают. При этом поднимаются семена сорняков прошлых годов, которые обладают хорошей всхожестью.
Самые первые плуги появились в III тыс. до н.э. и имели очень простое строение и представляли собой раму (дышло), держащую в себе вертикально закреплённый кусок дерева (лемех), который волочили сквозь верхний слой почвы.
Стальные плуги появились во времена промышленной революции. Они были легче и прочнее тех, что изготовлялись из железа или дерева. Первые стальные плуги управлялись пешим человеком. Управляющий шёл вслед за плугом, держась за две рукоятки, и регулировал направление и глубину борозды. Он также часто руководил движением животных, тянущих за собой плуг.
Цель вспашки состоит в перемешке слоёв земли, обогащении её кислородом, избавление от сорняков и некоторых бактерий. Закопанные сорняки разлагаются в земле и служат в качестве компоста. Современные плуги разделяют [1] :
- по типу рабочих органов— на лемешные и дисковые.
— лемешные – наиболее распространенные типы плугов и являются древнейшими орудиями.
— дисковые плуги в основном применяют при освоении новых территорий для вспашки новых земель после раскорчёвки леса , тяжёлых, уплотнённых, засорённых растениями и болотных почв. Рабочими органами этой разновидности плуга являются смонтированные на раме плуга сферические диски, вращающиеся на осях.
- по числу рабочих органов— на одно-, двух- и многокорпусные.
— первая цифра означает количество корпусов, вторая — ширину захвата одного корпуса в сантиметрах
- по роду тяги— на тракторные (навесные, полунавесные и прицепные), конные и канатные.
— конные плуги используют на небольших участках, где невозможно вспашка тракторными плугами.
— тракторные плуги — это основные современные орудия для вспашки.
— плуги канатной тяги применяют там, где работа тракторного плуга затруднена, например, в горной местности и при обработке заболоченных земель).
- по способу вспашки— на бороздные, работающие всвал и вразвал (с образованием свальных гребней и разъёмных борозд), и для гладкой пахоты.
- по способу агрегатирования тракторные плуги делятся на навесные, полунавесные и прицепные.
— навесные плуги просты по устройству и обладают наименьшей массой. При работе с ними требуются поворотная полоса небольшой ширины. Однако в транспортном положении они сообщают трактору сравнительно большой опрокидывающий момент.
— полунавесные плуги характеризуются меньшим удельным сопротивлением, чем навесные, но большим радиусом поворота. В транспортном положении часть массы плуга воспринимается его задним колесом.
— прицепные плуги, в конструкцию которых входят три колеса и прицеп, обеспечивают достаточную устойчивость хода и высокое качество вспашки в условиях, где плугами других типов сделать это трудно.
- по назначению плуги делятся на две группы: общего назначения и специальные.
— плуги общего назначения применяют в полеводстве для старопахотных земель, за исключением почв, засоренных камнями. Лемешные плуги общего назначения маркируют буквами ПЛН (навесные) и ПЛП (полунавесные), а также цифрами. Первая цифра означает количество корпусов, вторая — ширину захвата одного корпуса в сантиметрах (например, ПЛН-5-35).
— плуги специального назначения — это типы плугов для каменистых почв, кустарниково-болотные, плантажные, садовые, лесные, виноградниковые и ярусные.
Кустарниково-болотный плуг применяют для вспашки болотных и торфяных почв, лесных раскорчёвок, расчисток после кустореза, а также почв, покрытых кустарником и древесной порослью высотой 2—4 метра
Для двух- и трёхъярусной вспашки солонцовых и подзолистых почв применяют специально предназначенный ярусный плуг . При трёхъярусной пахоте:
- передний корпус снимает верхний слой почвы, оборачивает его и укладывает на дно борозды, образованной при предыдущем проходе заднего корпуса;
- средний корпус поднимает третий слой и вместе с лежащим на нём верхним слоем сдвигает их в сторону, не оборачивая;
- одновременно задний корпус поднимает второй слой, оборачивает и сбрасывает на дно борозды, образованной средним корпусом.
В процессе двухъярусной вспашки
- либо укладывают верхний слой на поверхность поля, а средний и нижний слои перемешивают между собой,
- либо верхний слой заделывают на глубину, а 2 нижних слоя без оборота поднимают на поверхность.
Для вспашки почвы в междурядьях садов обычно применяют садовый плуг , который снабжён специальным приспособлением — устройством, обеспечивающим боковое смещение плуга относительно продольной оси трактора, что позволяет обрабатывать почву под кронами полновозрастных деревьев.
Технологии и фантазия человека не стоят на месте. Так что, какой плуг, для чего он Вам нужен, решать только Вам.
Схема плуга, строение плуга, его назначение и правильное использование
Схема плуга. Схемы разных плугов и их назначения
Стандартный плуг способен пахать землю на глубину 18-35 см. Есть гладкий способ вспахивания лемешными плугами, но для лучшего разрезания и дробления пласта, на плуг могут крепить право отталкивающие корпуса, формируя свально-развальный тип вспахивания.
Тогда при малейшем отклонении в сторону от заданного направления, отвал дробит землю на мелкие кусочки.
Стандартный плуг (схема плуга) состоит из рамы, ножа, предплужника, механизма сцепления с трактором, а также корпуса . Плуг может иметь опорные колеса. Их может быть несколько, или один. Зависит от конструкции определенного плуга. Корпус, в свою очередь, это совокупность лемеха, отвала и полевого колеса. Схему стандартного плуга вы можете увидеть ниже:
Итак перед вами полная схема плуга:
- — предплужник,
- — корпус плуга,
- — рама,
- — нож плуга,
- — опорное колесо,
- — винт регулировки опорного колеса,
- — механизм сцепления с трактором.
Определим принцип сцепки плуга с трактором. По этому критерию можно распределить навесные, полунавесные и прицепные плуги.
Плуги по принципу сцепки
Навесные плуги характерны тем, что плуг крепится к трактору при помощи крепления навесного механизма плуга к такому же механизму на тракторе.
Прицепные плуги крепятся к трактору через прицепную серьгу.
Автосцепление плуга с трактором образуется благодаря работе замка и рамки. Замок надежно закреплен, а рамка фиксируется пальцем к нижним рычагам тракторного навеса, и щекой к верхней тяге.
Крепление плуга к трактору
При эксплуатации и рамка и замок поддерживаются собачкой, которая через трос связана с кабиной водителя. Таким образом тракторист может отсоединить сцепление прямо из кабины. В навеску входят две встречные стойки и раскос. Они соединяются между собой одним болтом.
Стойки присоединяются к кронштейнам. Кронштейны крепятся к раме плуга болтами. Прицепные плуги характерны наличием трех колес в их конструкции.
1. Бороздное колесо — переднее, размещается поближе к переднему корпусу на дистанции 3-4 см от стенки борозды. При этом колесо не должно мешать отбросу почвы.
2. Полевое — второе колесо, оно следует за бороздным. Заднее — самое последнее. На каждое колесо приходится около 30% всего плужного веса. Полунавесные плуги имеют два колеса. Это полевое колесо и бороздное, которое расположено сзади.
Схема навесного крепления плуга
- — замок,
- — раскос,
- — рукоятка плуга,
- — шейка,
- — палец,
- — рамка,
- — собачка крепления,
- — палец,
- — стойка плуга,
- — болт,
- — раскос плуга,
- — кронштейн
Трехъярусный плуг
Итак, поговорим о трехъярусных плугах. Они самые популярные в народе, так как при желании легко можно приспособить трехъярусный плуг для двухъярусной вспашки. Когда мы хотим оставить верхний слой обработанной нами почвы сверху, а второй и третий слои перемешать между собой, нам нужно снять задний корпус, на передний установить удлиненный отвал, а средний корпус ставим на главную балку за первым корпусом.
Когда верхний слой почвы замусорен, перебрасываем его на дно борозды: передний корпус с культурным отвалом ставим вместо заднего, а средний корпус ставим на место выносной балки. Внизу вы можете видеть схему трехкорпусного плуга. Для вас как вариант ниже показана схема плуга ПТН 40:
схема плуга ПТН 40
- — передний корпус,
- — основной средний корпус,
- — задний корпус,
- — балка рамы (основная),
- — балка для борон,
- — подвеска,
- — опорное колесо,
- — выносная балка,
- — черенковый нож,
- — палец подвески
Схема плуга с гидропневматическим предохранителем
Ранее мы рассматривали стандартные плуги для обработки мягкой почвы. Плуг для обработки каменистой почвы оборудуют гидропневматическим предохранителем.
- — гидроцилиндр,
- — маслопровод,
- — манометр,
- — гидропневматический аккумулятор,
- — газовая камера,
- — поршень предохранителя,
- — вентиль, 8 — обратный клапан,
- — рама плуга,
- — опорное колесо плуга,
- — корпус плуга
Такая повышенная устойчивость к труднопахотным почвам объясняется активным взаимодействием гидропневматического аккумулятора плуга с гидравлической системой трактора.
Когда плуг наскакивает на камень, корпус плуга поднимается, перемещая плунжер цилиндра, а цилиндр при движении выталкивает масло в аккумулятор, снабжая его энергией. Потом корпус возвращается в свое нормальное состояние, а его грядиль снова упирается в раму.
Схема конного плуга
Также, для легких земель подходит технических наворотов — конный плуг. Вам показан плуг марки ПВ-23. Это висячий плуг, что означает, у него только одно малозначимое опорное колесо. Оно практически на него не опирается, поэтому оператору нужно поддерживать его руками.
- — нож черенковый,
- — лемех,
- — отвал,
- — полевая доска,
- — рукоятка
- — грядиль,
- — регулятор глубины вспашки,
- — регулятор ширины охвата,
- — упряжной крюк,
- — колесо и поддерживающая стойка плуга.
Стойка плуга: назначение и конструкция
Как уже упоминалось ранее, плуг состоит из рамы, корпусов, на которых размещены рабочие органы пашущего агрегата, опорного колеса и ножа. Стойку плуга рассматривают как вспомогательную деталь.
Стойка — это несущая часть корпуса. В зависимости от земли на которой используют плуги, стойки бывают двух типов.
К примеру, берем трудную землю, за которой никто не следил годами.
Мы используем плуг с комбинированным корпусом, изогнутой рамой и роторным отвалом, а на этом плуге поставлена низкая стойка, которая справится с такой почвой.
С другой стороны, когда мы пашем на мягкой земле, мы пользуемся плугом с высокой стойкой, которую ставят на стандартных плугах с плоской рамой.
Стойку корпуса либо отливают либо штампуют. Но большинство современных плугов делают со штампованными стойками. К нижней её части прикреплено седло, к которому присоединяется корпус.
Нож плуга описание и виды
Нож плуга снимает почву в вертикальной плоскости. Нож относится к рабочим деталям плуга. Снимая почву, он делает дно новой борозды и тем самым создает нужную для пахаря глубину, потому что вслед за ножом по дну борозды идут колеса плуга и трактора. В зависимости от обрабатываемой земли, плужные ножи делятся на черенковые, которые предназначены для работы с лесными и плантажными плугами, дисковые — они применяются в плугах с культурными корпусами, и плоские с опорными лыжами.
Последние используют в болотистой местности, но в основном используют первые два варианта, так как черенковые хорошо работают с почвой, замусоренной камнями.
Дисковые ножи плуга
Дисковые ножи представляют собой вращающийся диск, закрепленный на шарикоподшипниках. Его ставят перед задним колесом. Ими тоже можно работать на болотах, если территория не засорена камнями.
Плуг лемешный: устройство, рабочие органы и вспомогательные части лемешного плуга
Все лемешные плуги устроены практически одинаково, поэтому нам будет достаточно описать устройство обычного навесного лемешного плуга общего назначения. Итак, среди рабочих органов лемешного плуга есть корпус, нож, почвоуглубитель и предплужник.
К вспомогательным частям относят навесной механизм, опорное колесо с винтовым механизмом и раму.
Принцип работы лемешного плуга
Основной принцип работы лемешного плуга заключается в срезании земли «лемехом» — это деталь плуга, которая находится на корпусе (снизу). Лемех срезает пласт земли, который потом переворачивает и отбрасывает отвал.
Сегодня в обиходе трапецеидальные, зубчатые, долотообразные и лемеха с выдвижным долотом.
Трапецеидальные — самые простые в изготовлении лемеха. Правда, они также быстро изнашиваются, поэтому их используют на мягкой старопахотной почве.
Долотообразные не так слабы — они используются на более трудных землях. Долотообразный лемех имеет удлиненный выгнутый вниз на 10 мм носок, что задаёт более глубокое вспахивание, а также имеет расширение в стороны — 5 мм, что задает более широкую пашню.
Зубчатые лемеха используются там, где остальные бессильны.
Колесный плуг устройство и применение
Итак, плуги делятся на две категории на наличию в них колес как таковых. Это колесный плуг и без колесный плуг. Второй вариант также называют висящим. Принцип работ с таким плугом в постоянной поддержке плуга руками пахаря.
Что же насчет колесных, то их история насчитывает вот уже 13 веков в Европе. А ранее использовались в Азии. «Колесные» означает, что при работе плуга одно или несколько колес берут на себя вес агрегата, поэтому их называют опорными колесами. В разных устройствах их разное количество.
Зависит от того, навесной тип плуга или прицепной. Как правило, у навесных плугов только одно полевое колесо. У прицепных, которые соединяются с трактором через прицепную серьгу, обычно три колеса — бороздное, среднее (полевое) которое берет на себя нагрузку, создаваемую лемехом и отвалом при отбрасывании земли, и заднее колесо. Также есть полунавесной тип плугов, у которых два колеса.
Оглавление: Устройство и работа плуга Плуг схема Как отрегулировать плуг для пахоты Отвал плуга и его применения Рабочие органы плуга Плуг фото Устройство и работа плуга Основными рабочими органами плуга […]
Оглавление: Инструкция: Регулировка плуга ПЛН 3-35 Плуг ПЛН 5-35: использование, описание и характеристики Конструкция плуга и его устройство Видео Вспашка плугом ПЛН Инструкция: Регулировка плуга ПЛН 3-35 Плуг ПЛН 3-35 […]
Оглавление: naveska na mtz belorus Для чего нужна навеска на мтз, установка и примеры использования Прицеп для трактора МТЗ и их виды Вал отбора мощности мтз — назначение и характеристики […]
Оглавление: Схема трактора МТЗ 82 Схема электрооборудования трактора МТЗ 82 Трансмиссия трактора МТЗ 82 описание, фото Схема подвесного на МТЗ 82 Схема трактора МТЗ 82 Трактор МТЗ 82 выполнен по обычной, стандартной схеме, как и […]
Оглавление: Лемех плуга и плуги общего назначения Плуг общего назначения. Использование и Настройка Рама плуга — устройство, описание Плуг отвальный: плюсы и минусы Подходящий плуг для Т-40 Лемех плуга и […]
Устройство и работа плуга, регулировка, схема, рабочие органы
Устройство и работа плуга Плуг схема Как отрегулировать плуг для пахоты Отвал плуга и его применения Рабочие органы плуга
- Устройство и работа плуга
- Плуг схема
- Как отрегулировать плуг для пахоты
- Отвал плуга и его применения
- Рабочие органы плуга
- Плуг фото
Устройство и работа плуга
Основными рабочими органами плуга являются нож, предплужник и корпус. Если более подробно рассматривать устройство и работа плуга то можно добавить что иногда на плуге устанавливают углосним и почвоуглубитель. Вспомогательными органами плуга являются рама с навесным или прицепным устройством, механизмы заглубляющие и выглубляющие корпуса, опорные колёса.
Качество работы плуга зависит от формы корпуса (рабочей поверхности)образованной отвалом и лемехом.
- полевая доска
- боковины с пяткой
- отвал
- стойка
- лемех
Процесс работы заключается в подрезании части почвы снизу, поднятия его и направления на отвал. Отвал, в сторону сдвигая пласт, крошит его частично и переворачивает сбрасывая в борозду. Пласт перемещается благодаря форме лемешно-отвальной поверхности, при лемехе и отвале установленным под наклоном к стенке борозды и дну.
Плужные корпуса различаются по форме рабочей поверхности на
- культурные
- цилиндрические рухадловые
- винтовые
- полу винтовые
- универсальные
Наиболее распространенными являются полу винтовые и культурные корпуса. Хорошее крошение и оборачивание пласта обеспечивают корпуса с культурной поверхностью. Такие корпуса используются для вспашки залежных и целинных земель, старопахотных почв.
Однако в случае залежных и целинных земель, более эффективны полувинтовые корпуса, они лучше оборачивают задернелый пласт, поскольку у этого типа отвала крыло более загнуто в сторону пласта который оборачивается. Когда плуг движется, при давлении почвы на корпуса, из за её бокового давления плуг стремится сместиться в сторону напаханной части поля.
Против этого, к каждому корпусу, к нижней части стойки, прикрепляют полевую доску, увеличивающую опорную поверхность плуга, что в свою очередь препятствует смещению плуга. Плуг для безотвальной вспашки поднимает подрезанный лемехом пласт и затем он поступает на уширитель. При этом происходит крошение пласта и рыхление почвы.
Плуг схема
Плуг делится на основные части (плуг схема):
- предплужник 1
- корпус 2
- нож 4
- рама 3
- винт регулировки опорного колеса 6
- опорное колесо 5
- прицепное устройство 7
Иногда на плуги устанавливается гидропневматический предохранитель, это делается для обработки старопахотных почв, которые засорены камнями различных форм и размеров, частично выступающими на поверхность или скрытыми в толще слоя. Его основными узлами являются: гидроцилиндр, пневмогидроаккумулятор (ПГА) с поршнем и штуцером, кран, манометр, маслопроводы.
С помощью шарнирных опор и грядиля управляется каждый корпус плуга. Для лучшего оборачивания и крушения пласта, на корпусе установлены долото, перо и углосним.
Как отрегулировать плуг для пахоты
1. Регулировку плуга для пахоты следует начать с его рабочих частей. Главным рабочим элементом плуга является лемех, при вспашке более половины нагрузки приходится на него. Лемех должен быть обязательно наточен соответствующим образом. В противном случае расход горючего возрастет на 20%, производительность снижается почти на 20%, а глубина обработки может снизится более чем на треть.
2. На лезвиях лемехов должны быть наставки с режущей кромкой до 1 мм, угол заточки 25 — 400. Эти наставки должны быть из твёрдых сплавов, и одного размера. Отклонения не должны превышать: по длине лезвия 15 мм, длине спинки 10 мм, и ширине 5 мм. Проследите, что все головки болтов были утоплены до 1 мм или находились заподлицо. На стыке лемеха и отвала не должно быть зазора превышающего миллиметр, а сам отвал не должен выступать более двух миллиметров.
3. Важно нахождение лемеха и отвала на одной линии со стороны поля. Допустимое выступление лемеха — не более полсантиметра. Недопустимо выступание стойки корпуса за полевой обрез отвала и лемеха. Допустимые зазоры составляют: между стойкой и лемехом 3 мм, а между стойкой и отвалом 6 мм.
4. Необходимо проверить на плуге полевые доски, они должны быть ровными. Задняя часть их должна находиться с обрезом лемеха в одной плоскости. Допустимое отклонение — не более полсантиметра.
5.Лезвие лемеха надо установить параллельно установочной площадке. Возвышение задней части допустимо не более сантиметра. Установка погнутых грядилей и/или перекос рамы не допускаются. Иначе правильное общее расположение корпуса плуга нарушается. Правильность установки лемехов можно проверить так: натянуть шнур по пяткам и носкам заднего и переднего корпусов. Допустимое отклонение пяток и носков должно не превышать плюс-минус от натянутого шнура.
Отвал плуга и его применения
Отвал плуга — его рабочая часть корпуса предназначается для подъема пласта почвы, который подрезан лемехом. Отвал плуга деформирует пласт почвы, переворачивает верхним слоем вниз и отваливает его в борозду. Отвалы плуга по форме рабочей поверхности делятся на полувинтовые, винтовые, культурные и цилиндрические.
По конструктивному выполнению различают составные (из двух частей), роликовые, прутиковые, пластинчатые и др. Отвалы изготавливают из 2х или 3х-слойной стали подвергнутой закалке. Бывают плуги для скорости пахоты до 12 км/ч (скоростной пахоты), для них применяются отвалы со специальной формой рабочей поверхности, обеспечивающей хорошее прошение, нормальный оборот пласта и слитную поверхность пахоты.
Рабочие органы плуга
Рабочие органы плугов – черенковые или дисковые ножи, предплужники и основные корпуса.
Дисковый нож – диск, который вращается на двух шарикоподшипниках. Устанавливается он обычно перед задним корпусом, используется на плугах общего назначения, а так же для не засоренных корнями деревьев и камнями почв на кустарниково-болотных плугах. Черенковый нож представляет собой черенок, который переходит в нож и представляет собой двугранный клин. Такие используют при вспашке засоренных камнями, задернелых почв.
Черенковыми ножами оборудуют специальные плуги, в том числе и кустарниково-болотные. При работе плуг ножами отделяет пласт почвы вертикально, создавая ровную стенку, при этом создавая и дно борозды. Это помогает выдерживать заданную глубину пахоты, потому как обычно опорные колеса трактора или плуга идут по дну борозды.
Предплужник — часть плуга, снимающая верхний слой почвы, укладывая его на дно борозды.
Корпуса различают по разновидностям на культурные, винтовые и полувинтовые. Типы корпусов бывают полу винтовыми, скоростными, вырезными, безотвальными, с почвоуглублением или дисковыми.
Плуг фото
Навесной трёхкорпусный плуг.
Вспашка оборотным навесным плугом.
Плуг на который установлены полувинтовые корпуса.
Плуг — это. Определение, использование, марки
Плуг – это сельскохозяйственная машина, использующаяся с целью вспашки почвы. Главными рабочими органами являются нож, корпус и предплужник.
Функции, выполняемые рабочими органами
Корпус предназначен для разрезания почвенного пласта, его оборачивания и частичного рыхления. Нож разрезает в вертикальном направлении почвенный пласт. С помощью предплужника частично снимается пласт дерна, который сбрасывается на дно борозды.
Классификация плугов
Большинство плугов в настоящее время предназначены для работы на тракторе или мотоблоке. Выделяют различные классификационные признаки такого устройства. Это и конструкция корпусов, и назначение, и вид тяги, и способ агрегатирования, и количество плужных корпусов, и технология вспашки.
По первому классификационному признаку выделяют плуги:
- лемешные (наиболее распространенные);
- дисковые (для лесовосстановления и вспашки тяжелых заплывающих почв);
- чизельные (глубокорыхлители без оборота пласта);
- ротационные (рабочие органы совершают возвратно-поступательные движения, считаются перспективными для дальнейшего использования);
- комбинированные (присутствуют рабочие органы разных типов плугов).
Следующие подразделения данного сельскохозяйственного орудия рассмотрим применительно к лемешным плугам.
По второму классификационному признаку лемешные плуги подразделяются на устройства общего назначения и специальные (садовые, кустарниково-болотные и т.д.).
По виду тяги они подразделяются на орудия канатной тяги, конные и тракторные.
Агрегатироваться с трактором плуги могут прицепным способом, навесным и полунавесным.
По количеству плужных корпусов они могут быть от одно- до трехкорпусных, а также многокорпусными.
Ещё плуги различаются по технологии вспашки. В субъектах, где преобладают небольшие по площади поля, в основном используют агрегаты для гладкой вспашки с включаемыми попеременно разносторонними корпусами. В этой же классификационной единице выделяют плуги для свально-развальной вспашки.
Тракторные плуги
К плугам для тракторов относятся такие, как ПЛН-4-35, 3-35, 5-35, 6-35, отличающиеся количеством корпусов и тяговым классом агрегатируемых тракторов. Первая цифра показывает количество корпусов, вторая – ширину захвата в см. Используются для вспашки некаменистых почв с удельным сопротивлением до 9 Н/см 2 . Максимальная глубина вспашки 30 см.
К полунавесным плугам относится марка ПЛ-5-40. Они имеют механизм изменения ширины захвата. ПЛ-5-40 может применяться для вспашки на глубину до 30 см, а может использоваться для безотвальной обработки на глубину до 40 см. Агрегатируется с тракторами тягового класса 3, 4.
К плантажным плугам относится, например, ППН-40, имеющий один корпус, ширину захвата 40 см, глубину обработки до 45 см, агрегатируется с ДТ-75МВ. Его скорость ограничена 3-4 км/ч.
Из новых плугов можно использовать дисковые модели MOSH марок ADP от 2 до 6 (ADP2, ADP3. ADP6). Цифра показывает количество корпусов. Диски работают вращением, не попадая на препятствия. Является навесным. В зависимости от количества дисков может использоваться для агрегатирования с различными тракторами.
Примерами чизельных плугов могут выступать SVAROG 2,5, который может агрегатироваться с тракторами, имеющими небольшую мощность (до 150 л. с.), наиболее распространенными в хозяйствах. Глубина обработки до 45 см.
Сюда же относятся плуги ПЧП-4,5, ПЧ-6. Чем больше корпусов, тем более мощный требуется трактор, для ПЧП-4,5 требуется уже мощность 300 л. с., а для ПЧ-6 до 480 л. с. Цифры в названии показывают ширину захвата в метрах.
Скорости передвижения навесных лемешных плугов для тракторов в основном колеблются в диапазоне 7-9 км/ч.
Плуги, использующиеся с мотоблоками
Плуги для мотоблока подразделяются на две группы:
- оборотные, которые можно изготовить самостоятельно;
- роторные, позволяющие обрабатывать грунт со ссыпанием земли сбоку от траншеи.
В оборотной модели можно заменить или заточить нож. Плуг не должен иметь укороченного отвала, тонкой стойки, некачественной стали и тонкого листа корпуса.
Помимо этого, для мотоблока используются двухсторонние плуги – это по своей сути окучники, но с их помощью можно производить обработку почвы, нарезку борозд, засыпать их при заднем ходе мотоблока.
Такие плуги с неизменной шириной захвата работают на легких мотоблоках (до 30 кг и 3,5 л. с.). Переменная ширина захвата требует более мощных мотоблоков.
Помимо этого на мотоблоке может использоваться плуг Зыкова, который позволяет уничтожать сорняки практически полностью. При работе с мотоблоком для лучшего качества вспашки нужно использовать грунтозацепы. Они должны иметь достаточную массу.
Особенности вспашки
Поскольку плуг – это сельскохозяйственная машина, то и использоваться он должен в соответствии со своим назначением и в зависимости от того, с какой техникой он агрегатируется.
Так, при вспашке сухой почвы к тракторным плугам навешивают катки, влажной – бороны. Позднеосеннюю обработку выполняют без этих орудий. Для скоростной вспашки плугом используют энергонасыщенные трактора.
Если на поле много растительных остатков, оно засорено многолетними сорняками, то используют устройства с полувинтовыми корпусами.
При вспашке мотоблоком нужно менять ежегодно направление движения, лучше пахоту осуществлять вдоль длинной стороны участка. Малая скорость данного устройства не позволит производить отвал плугу для мотоблока. Большая скорость затруднит вспашку.
При повышенной плотности почвы ее нужно пахать в два захода:
- первый заход на меньшую глубину;
- второй на большую.
Размеры плугов
Они определяются в зависимости от того, для каких тракторов они предназначены и сколько корпусов они имеют. Плуги для мотоблоков обычно имеют один корпус и, как правило, небольшие габариты.
В заключение
Плуг – это орудие, облегчающее жизнь огородникам и фермерам. Дачнику достаточно навесить его на мотоблок для обработки небольшого участка, поэтому плуги в основном небольшие. Фермеру требуется обрабатывать большие площади, поэтому здесь плуги агрегатируются с тракторами. Чем больше корпусов в устройстве, тем более энергонасыщенный трактор требуется.