1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автокефалии украинской церкви что это

Томос об автокефалии

Что это такое?

Томос Церкви об автокефалии

Само слово «томос» переводится с греческого как «кусок», корень «том» означает «резать», «делить». В нынешнем понимании томос — это официальный церковный документ, выпускаемый предстоятелями Поместных Церквей по важным вопросам.

Томос Церкви об автокефалии – это грамота, которая дает право отдельным церковным епархиям или областям (как правило, в пределах одного государства или исторической территории) стать административно независимыми от матери-Церкви, то есть той из Поместных Церквей, в рамках которой эти епархии были изначально основаны и развивались.

Обязательное условие предоставления автокефалии — желание большинства верующих, духовенства и епископата ее получить. Дать автокефалию церковной области может только материнская Церковь, в юрисдикции которой эта область находится.

Такое «деление» поместных Церквей происходило по мере распространения христианства на новые земли и продолжает происходить до сих пор. Например, в XX веке Русская Православная Церковь предоставила независимость Православной Американской Церкви, которая берет свое начало от русских общин на территории США.

Томос Украине

5 января 2019 года Константинопольский Патриарх Варфоломей подписал томос, фактически адресованный Украине как государству. Формально украинский томос адресован главе новой структуры, называющему себя митрополитом Епифанием (его сан не признан другими поместными Церквями), а также президенту Украины Петру Порошенко, о чем сказано в конце документа.

Русская Православная Церковь при этом считает, что с точки зрения канонического права томос Украине является недействительным. Дело в том, что на территории Украины уже действует каноническая Украинская Православная Церковь под управлением Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия, которая не давала согласия на действия Константинопольского Патриарха на своей территории.

Также на данный момент украинский томос не признала ни одна Православная Церковь в мире.

Томос об украинской автокефалии

Томосом об украинской автокефалии Константинополь декларирует якобы независимость не признанной остальными православными Церквями мира Православной Церкви Украины, созданной на базе двух ранее существоваших неканонических структур (так называемых Украинской автокефальной православной церкви и Киевского патриархата). Согласно данному «томосу об украинской автокефалии», ПЦУ существует в пределах государственных границ Украины.

При этом следует отметить, что еще в 1992 году Русская Православная Церковь уже предоставила Украинской Церкви статус самоуправляемой, которая фактически намного более независима от Московского Патриархата, нежели чем новосозданная структура — от Константинополя.

Текст томоса об автокефалии

В данный момент текст томоса от Константинопольской Церкви об украинской автокефалии доступен на греческом, украинском и русском языках.

Читать русский перевод томоса.

“Вы приступили к горе Сиону… и к Церкви первенцев” (Евр. 12:22-23), блаженный среди народов Апостол Павел говорит всем верующим; и действительно, Церковь является горой, поэтому прочной и устойчивой, незыблемой и непоколебимой. Хотя одним стадом и одним телом Христовым есть и называется Церковью Божьей, которая повсюду имеет исповедание православной веры, общность в таинствах в Духе Святом и незыблемость апостольского преемства и канонического порядка, но еще от апостольских времен состоит из Церквей, расположенных на землях и странах, внутренне самоуправляемых собственными пастырями и учителями и служителями Евангелия Христова, то есть каждого места епископами, по причинам не только исторического значения городов и стран в мире, но и вследствие особых пастырских необходимостей в них. Итак, поскольку благочестивая и Богомбереженная земля Украины укреплена и возвеличена высшим промыслом и получила свою полную политическую независимость, государственные и церковные руководители которой уже почти тридцать лет горячо просят ее церковного самоуправления и бок о бок с народом и созвучно с его давними просьбами своего времени обращенными к святейшего Апостольского Константинопольского Престола, который по многовековым каноническим преданием обязан беспокоиться про Святые православные Церкви, которые имеют в этом потребность, а больше всего о тех, которые всегда с ним связаны каноническими узами, как историческая Митрополия Киевская, — то наша Покорность с Преосвященными при нас Митрополитами и всечестными, любимыми в Святом Духе братьями и сослужителями, по долгу заботы Великой Христовой Церкви за Православный мир, для исцеления постоянно угрожающих расколов и разделов в поместных Церквях, единомышленно определяем и провозглашаем, чтобы вся Православная Церковь, что находится в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украины вместе со Священными Митрополиями, Архиепископиями, Епископиями, монастырями, приходами и всеми в них церковными учреждениями, которая находится под покровом Основателя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой, имея Первого в церковных делах и признавая каждого ее канонического Предстоятеля, который носит титул “Блаженнейший Митрополит Киевский и Всей Украины”, — не допускается какого-либо дополнения или вычитания от его титула без разрешения Константинопольской Церкви, — который является председателем Святейшего Синода, который ежегодно созывается из Архиереев, приглашенных поочередно по их старшинству, из числа тех, что имеют епархии в географических границах Украины. Таким образом будут управляться дела Церкви в этой стране, как провозглашают божественные и святые Каноны, свободно и в Духе Святом, и беспрепятственно, без какого-либо другого внешнего воздействия. К тому же, этим подписанным Патриаршим и Синодальным Томосом мы признаем и провозглашаем установленную в пределах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные Церкви признавать ее как сестру и упоминать под именем “Святейшая Церковь Украины”, как такую, что имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в Диаспоре, потому что юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией Украинского Государства. И мы предоставляем ей привилегии и все суверенные права, принадлежащие автокефальной церковной Власти, так что отныне Митрополит Киевский и Всея Украины, совершая богослужения, поминает “Всех Епископов Православных”, а сонм святых Архиереев при нем поминает его имя как Первого и Предстоятеля Святой Церкви Украины. То, что касается внутреннего церковного управления, рассматривается, судится и определяется исключительно им и Священным Синодом, следуя евангельскому и другому учению, согласно со Священным Преданием и уважаемыми каноническими постановлениями нашей Святой Православной Церкви, и наставлениями 6-го канона І Никейского Вселенского Собора, который определяет, что “если же при общем голосовании всех, которое будет справедливым и согласно церковному канону, двое или трое из-за собственной склонности к спорам будут возражать, то пусть имеет силу решение большинства”, к тому же сохраняется право всех архиереев и прочего духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства поместных Церквей, в связи с 9-м и 16-м священными канонами IV Халкидонского Вселенского Собора. Читайте также Варфоломей заверил, что Вселенский патриархат всегда будет на стороне ПЦУ Проясняем к выше сказанному, что Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели, и имеет вместе с другими каноническими обязанностями и ответственности, прежде всего для сохранения нашей Православной Веры невредимой и канонического единства и общения с Вселенским Патриархатом и другими поместными Православными Церквами. И до этого, Митрополит Киевский и Всея Украины, как и Архиереи Святой Церкви Украины, избираются отныне согласно надлежащих положений божественных и священных Канонов и в соответствии с соответствующими положениями ее Устава, которые имеют во всем обязательно соответствовать положениям этого Патриаршего и Синодального Томоса. Все архиереи обязаны заботиться, чтобы боголюбно пасти народ Божий, ведя в страхе Божьем мир и согласие в стране и в своей Церкви. Но чтобы во всем находился не преуменьшаная связь духовного единства и общения святых Божиих Церквей, потому что мы научились “сохранять единство духа в союзе мира” (Еф. 4:3), то каждый Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины должен поминать по древним Преданиям святых Отцов наших Вселенского Патриарха, Блаженнейших Патриархов и других Предстоятелей поместных Православных Церквей, в ряду Диптихов, согласно каноническому порядку, получив свое место после Предстоятеля Церкви Чехии и Словакии в священных Диптихах и на церковных собраниях. Таким образом, Православная Церковь Украины, через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола, обязана участвовать в отношении важных канонических, догматических и других вопросах в межправославных совещаниях, которые собираются время от времени, по священному обычаю, давно устоявшимся Отцами. Первый же, настановлений, обязан обязательно посылать необходимые надлежащие Мирные Грамоты к Вселенскому Патриарху и в других Предстоятелей, и сам имеет право от них получать, начиная свои мирные поездки от Первопрестольной Церкви Константинополя за обычаями, получая от нее и Святое Миро, для проявления духовного единства с ней. Для решения значительных вопросов церковного, догматического и канонического характера следует Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины, от имени Священного Синода своей Церкви обращаться к нашего Святейшего и Вселенского Патриаршего Престола, стремясь от него авторитетного мнения и твердого взаимопонимания, причем права Вселенского Престола на Экзархат в Украине и священные ставропигии хранятся неприменшеними. Так вот, на всех этих условиях, наша Святая Христова Большая Церковь благословляет и провозглашает Православную Церковь Украины Автокефальной и щедро призывает на Иерархию на Украинской земле, непорочный клир и благочестивый народ ее, из неисчерпаемого сокровища Святого Духа, божественные дары, молясь, чтобы Первый и Великий Архиерей Иисус Христос, заступничеством всенепорочной и всеблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святого славного и равноапостольного князя Владимира и святой славной княгини Ольги, преподобных и богоносных Отцов наших, подвижников и монахов Киево-Печерской Лавры и других монастырей, укрепил навсегда ее в теле Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви таким образом зачисленную Автокефальную Церковь Украины и подал ей благостояння, единство, мир и рост, на славу Его, и Отца, и Святого Духа. Таким образом, такое решен и розсуджене и в радости возвещено вам от уважаемого Центра Православия было соборно утверждено, для постоянного сохранения выдается этот Патриарший и Синодальный Томос, написанный и подписанный в Кодексе нашей Великой Константинопольской Церкви Христовой, врученный в точном и идентичной копии Блаженнейшему Предстоятелю Святейшей Церкви, митрополиту Епифанию и Его превосходительству Президенту Украины господину Петру Порошенко, для вечного доказательства и постоянного представления.

Читать еще:  Эпоксидный клей двухкомпонентный как смешивать

Года две тысячи девятнадцатого, месяца января, 6 числа, индиктиона 12.

Вселенский Патриарх Варфоломей, во Христе Боге решает

митрополит Вріульський Пантелеймон, митрополит Итальянский и Мальтийский Геннадий, митрополит Германский Августин, митрополит Транупольський Герман, митрополит Нью-Джерський Євангел, митрополит Родосский Кирилл, митрополит Ретімнський и Авлопотамський Евгений, митрополит Корейский Амвросий, митрополит Сингапурский Контантин, митрополит Австрийский Арсений, митрополит Сімський Хризостом, митрополит Чикагский Нафанаил.
Источник: Информационное агенство “Унiан”

Что даст томос Украине

В данный момент украинский томос признан лишь одной из Поместных Православных Церквей — самим Константинополем, который его и выдал. Для других Церквей единственной легитимной структурой остается Церковь под руководством митрополита Киевского Онуфрия, сохраняющая связь с Московским Патриархатом.

Очевидно, что томос крайне важен для президента Украины Петра Порошенко, который является одним из его адресатов и делает существенную ставку на «церковную карту» в рамках своей предвыборной кампании.

Однако что томос даст Украине как государству и нации, говорить и прогнозировать пока весьма сложно. Его получение обосновывалось руководством страны как попытка преодолеть церковный раскол, однако на данный момент большинство духовенства и мирян Украинской Православной Церкви под руководством митрополита Онуфрия так и не признали новосозданной структуры и ни о каком объединении между ними нет и речи. Более того, угроза захвата храмов со стороны новосозданной структуры создает в данный момент существенное напряжение в украинском обществе.

Автокефалия Украинской православной церкви

На Украине не утихают споры касающиеся православной церкви. Сейчас их насчитывается три:

  • Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП);
  • Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП);
  • Украинская автокефальная православная церковь.

Мировым православным сообществом принята лишь первая, которая ещё в 1686 году перешла из-под ведомства Константинополя к Москве. Автокефалия Украинской православной церкви появилась ещё в начале ХХ века, но с тех пор так и не была признана канонической церковью, она никому не подчиняется.

Томос об автокефалии Украинской православной церкви

Для официального признания православной церкви автокефалией издается особый указ – томос. Неоднократно появлялись слухи о том, что Украинская церковь получила заветный томос, но официально документ не был издан, и на это есть ряд причин. Хотя автокефальная церковь на Украине признает себя частью Вселенской церкви, она не состоит ни в одной признанной автокефалии и сама, официально, таковой не является. Вопрос о создании новой автокефальной церкви принимается всеми существующими в настоящий момент православными автокефальными церквями, которых сейчас насчитывается 15, при этом идет вопрос об отделении поместной церкви. Так как Украинская автокефальная православная церковь является неканонической и не имеет «церкви-матери», никто не может присвоить ей такой статус.

На территории Украины находятся около 11 тысяч церквей и храмов, судьбу которых, по действующим там нормам, решают прихожане.

Доля прихожан согласно опросу распределяется следующим образом:

  • Прихожане УПЦ КП — 28,7%;
  • Прихожане УПЦ МП — 12,8%;
  • Прихожане Украинской автокефальной церкви — 0,3%,
  • 23,4% заявили, что они «просто православные».

Такие сведения были получены после проведенного весной 2018 года исследования. После реорганизации церкви на Украине именно прихожане будут решать судьбу храмов, поэтому могут возникнуть проблемы с теми, кто будет не согласен с переходом конкретного храма в ведение новой организации.

Политика и автокефалия Украинской церкви

Вопрос о признании на Украине автокефальной православной церкви стоит остро и затрагивает не только верующих.

Автокефалия — это не проблема только украинских православных. Это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее «пятая колонна» в Украине»

— заявил Порошенко в июне 2018 года. Именно поэтому в последнее время так часто в Украинских новостях звучат слова «томос» и «автокефалия». Из-за раскола церкви в стране стоит вопрос не только о признании самостоятельности церкви, но также и об объединении уже существующих. Московский патриархат признает только подведомственную церковь, утверждая, что лишь она имеет право получения статуса автокефальной, в то время как на Украине не утихают споры о том, что переход их церкви из-под власти Константинополя был незаконен, и что вопрос о создании новой автокефалии должен решаться Константинопольским патриархатом.

До сих пор не было вынесено окончательное решение. Такие серьезные вопросы решаются всеми автокефалиями, которые должна посетить специальная комиссия. Кроме того церковь, желающая получить томос о признании её автокефалией, должна соблюсти условия такого перехода, которые также будут проверяться комиссией. Особое внимание будет уделено тому, все ли прихожане и священнослужители всех санов, или их подавляющее большинство, стремятся к автокефалии.

Судьба раскольников. В Украине ликвидирована автокефальная церковь

Своим появлением УАПЦ была обязана Февральской революции и особенностям православного мировоззрения. Католицизм интернационален — все католики, где бы они не находились, подчиняются Престолу Святого Петра. Православные же ревностно следуют указанию Иисуса оставить Богу богово, а кесарю — кесарево. Именно поэтому православные церкви имеют национальный характер. Чёткой нормы о том, что в независимом государстве должна быть независимая церковь, не существует, но фактически такая идея организации мирового православия не противоречит. Весь вопрос в том, чтобы желание духовенства, мирян и материнской церкви совпали в плане предоставления томоса об автокефалии (по канонам, томос даёт та церковь, от которой отделяется новая).

Предыстория

Как мы уже указали, жизнь УАПЦ дала Февральская революция. Как только на Украине начали всерьёз обсуждать возможность отделения от России и создание независимого государства, сразу же появилась идея создания собственной автокефальной церкви.

Течение это изначально было политическим, но вскоре появились и священнослужители, которые смекнули, что за счёт автокефалии можно сделать впечатляющую карьеру. Главное — первыми встать в очередь.

Движение пользовалось поддержкой и со стороны Центральной Рады, и со стороны большевиков, и со стороны гетмана, и со стороны Директории. Только белые её не одобряли и большая часть священников РПЦ.

На Украине в ноябре 1917 года была создана Временная всеукраинская православная церковная рада, требовавшая автокефалии. С января по октябрь (!) 1918 года в Киеве проходил церковный собор, который, однако, определённого решения не принял. Тогда 1 января 1919 года был принят «Закон об автокефалии Украинской Православной Церкви и её высшего правительства». До сих пор непонятно, почему власти современной Украины не воспользовались этой замечательной практикой УНР, если уж автокефалия так важна для государственности, как об этом говорил Пётр Порошенко

Первый период истории

5 мая 1920 года Всеукраинская православная рада приняла решение о создании автокефальной церкви.

Статус этого новобразования был ничтожным: не только ни одна православная церковь его не признала, но даже и своих епископов и священников рукоположить было некому — ни один иерарх РПЦ на сторону автокефалистов не перешёл.

В октябре 1921 года состоялся собор, на котором священники сами себя рукоположили в епископы (этому было дано богословское оправдание — мол, так делали в древности, например — в Александрийской церкви).

Советская власть на этом этапе УАПЦ поддержала. Во-первых, её видели средством ослабления РПЦ. Во-вторых, её видели средством ослабления православия в целом. В-третьих, её видели средством украинизации.

В 1923 году Михаил Булгаков, будучи в командировке в Киеве, написал об УАПЦ так: «за что молятся автокефальные я не знаю. Но подозреваю. Если же догадка моя справедлива, могу им посоветовать не тратить сил. Молитвы не дойдут. Бухгалтеру (имеется в виду Симон Петлюра — Авт.) в Киеве не бывать».

Собственно, так думал не только Булгаков и это УАПЦ подкосило — начиная с 1924 года церковь лишилась административной поддержки и, напротив, начались преследования её активистов по обвинению в национализме.

В январе 1930 года церковный собор объявил УАПЦ «явной антисоветской контрреволюционной организацией» и распустил её. Правда, церковь была восстановлена в декабре того же года под названием УПЦ, но после 1937 года на Украине не осталось ни одного епископа и ни одного прихода УАПЦ. Уцелела только епархия в США.

На землях, которые вошли в состав Польши, УАПЦ не было — там действовала Православная церковь в Польше, в 1934 году признанная Вселенским Патриархом.

Попытка восстановить УАПЦ была предпринята во время немецкой оккупации. В феврале 1942 года церковь де-факто была восстановлена, но особой поддержкой оккупационных властей не пользовалась. Иерархи церкви бежали с Украины вместе с оккупантами.

Второй период истории

Деятельность УАПЦ на Украине восстановилась явочным порядком в 1989 году. В июне 1990 году патриархом был провозглашён митрополит Мстислав (Скрыпник) — племянник Симона Петлюры. Забавно, что сам он на избравшем его соборе отсутствовал — не смог получить въездную визу. Впрочем, вскоре атмосфера потеплела — в октябре 1990 года Верховная Рада признала УАПЦ (это было непосредственное следствие принятой ранее Декларации о суверенитете). Патриаршим собором УАПЦ стала Андреевская церковь, в которой в 1942 году в ней был рукоположен в епископы Мстислав.

В июне 1992 года усилиями митрополита Филарета (Денисенко) было проведено объединение автокефалистской части УПЦ и УАПЦ. При этом Мстислав остался патриархом, а Филарет получил неслыханный в православии пост заместителя патриарха.

В 1993 году Мстислав умер, после чего УАПЦ вышла из объединения с УПЦ, которая вскоре стала УПЦ-КП. Главной причиной было недовольство жёсткой манерой управления Филарета. Надо сказать, что УАПЦ была в это время не в лучшей форме — часть общин и иерархов остались в УПЦ-КП, как в более крупной и богатой организации. Томосом и револьвером. За что архимандрит застрелил автокефального митрополита

В дальнейшем УАПЦ продолжала существовать в статусе третьей по численности приходов православной церкви на Украине. Самостоятельной роли она не играла — сказывалось отсутствие как легитимности, так и сильного лидера, которым был Филарет.

В 2018 году в УПЦ входило 12,3 тыс. общин, в УПЦ-КП — 5,2 тыс., а в УАПЦ — всего 1,2 тыс. Преимущественно эти общины были сосредоточены на Западной Украине.

На этом этапе УАПЦ ввязалась в порошенковскую авантюру по созданию ПЦУ и 15 декабря приняла решение о самороспуске. Филарет же традиционно «пропетлял» и сохранил часть структуры УПЦ-КП (довольно куцую).

Читать еще:  Как резать резаком металл видео

Что в итоге?

Столетняя борьба за создание автокефальной украинской церкви закончилась частичным успехом.

Действительно удалось создать украинскую автокефальную церковь — ПЦУ. Правда, автокефальность её чисто формальная, а фактически-то она полностью подчинена Константинопольскому Патриархату. Даже миро самостоятельно варить не может и предстоятель её не имеет статуса патриарха.

Создание автокефальной церкви произошло вовсе не так, как мечталось её создателям — не православный мир признал раскольников-самосвятов, а Константинополь слепил ПЦУ из разного рода украинских раскольников. Причём УАПЦ отнюдь не играла в этом объединении ключевую роль. Подавляющее большинство православных общин и вовсе осталось в УПЦ.

Статус ПЦУ остаётся под сомнением — процесс её признания идёт крайне медленно и есть основания полагать, что до конца доведён не будет — скорее уж мировое православие расколется. Пока же иерархов ПЦУ до службы в большинстве православных церквей мира не допускают.

Стоил ли столь ничтожный результат пребывания в расколе нескольких поколений украинских священников и мирян — вопрос философский. Для православного раскол — страшный грех. А для украинских автокефалистов грех — быть в каких-то отношениях с русской церковью. Так что это явление не так религиозное, как политическое.

Украинская автокефалия – что происходит

Что случилось

17 апреля президент Украины Петр Порошенко попросил Константинопольского Патриарха Варфоломея предоставить автокефалию единой поместной украинской Церкви.

«Единая Православная Поместная Церковь не станет государственной. Все верующие имеют право свободно избирать себе как конкретный храм, так и церковную юрисдикцию», – написал Порошенко в своем Twitter .

Глава украинского государства надеется, что положительное решение о предоставлении автокефалии будет принято до празднования 1030-летия Крещения Руси – до 28 июля 2018 года.

Петр Порошенко попросил поддержать эту идею и Верховную раду Украины. Верховная рада одобрила инициативу.

Кому просят предоставить автокефалию и что это будет значить

В настоящее время на Украине существуют три церкви, которые в различных источниках называют православными. Украинская Православная Церковь под омофором Московского Патриархата во главе с митрополитом Онуфрием – единственно признанная в православном мире Церковь на Украине. «Киевский патриархат» во главе с Михаилом Денисенко («патриархом Филаретом») откололся от Украинской Православной Церкви в 1992 году и считается раскольническим. Украинская автокефальная церковь создана в 1917 году, ее возглавляет митрополит Макарий. Кроме того, в стране действует Украинская греко-католическая церковь, которая подчиняется Папе Римскому.

Петр Порошенко просит предоставить Томос об автокефалии некой единой церковной структуре, которой пока еще не существует.

Томос – указ Предстоятеля Поместной Православной Церкви по важному вопросу церковного устройства, например, по такому указу некоторой части Церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия – статус, предполагающий ее административную независимость от других Поместных Церквей.

Однако и право предоставления автокефалии, и сам термин в православии не определены ясно и окончательно, и являются предметом пререкания между Константинопольской кафедрой и иными Поместными Церквями.

Что решил Константинопольский Патриархат

Обсуждение вопроса о предоставлении автокефалии состоялось 19 и 20 апреля.

В сообщении Святого и Священного Синода от 22 апреля отмечается, что «Вселенский Патриархат заинтересован в сохранении Всеправославного единства и заботится о Православных Церквях во всем мире, особенно о Церкви Украинской Православной Нации, которая получила спасительную христианскую веру и святое крещение от Константинополя».

Авторы сообщения подчеркивают, что свои дальнейшие действия в отношении украинского вопроса Константинопольский Патриархат будет координировать с другими Поместными Православными Церквами.

Как отреагировала Украинская Православная Церковь

Украинская Православная Церковь назвала инициативу Порошенко превышением власти и вмешательством в церковные дела.

«В соответствии со статьей 35 Конституции Украины, Церковь отделена от государства, а потому вопросы церковной жизни Церковь решает самостоятельно», – сказано в заявлении Украинской Церкви.

В заявлении также подчеркивается, что власть просит предоставить Томос об автокефалии единой церковной структуре, которой еще не существует.

«Именно поэтому считаем, что следует сначала преодолеть раскол, восстановить церковное единство, и только после этого можно ставить вопрос об изменении канонического статуса единой Православной Церкви в Украине», – сказано в заявлении ОВЦС Украинской Церкви.

Также 23 апреля Отдел внешних церковных связей Украинской Церкви выпустил ответное заявление на решение Константинопольского Патриархата, в котором выразил надежду, что «Вселенский Патриархат не сделает шагов, которые бы помешали такому единству».

«Упоминание в тексте коммюнике о «миллионах православных украинцев», от имени которых якобы действуют представители так называемых УПЦ КП и УАПЦ, не отражает позиции большинства верующих, которых представляет Украинская Православная Церковь, являющаяся крупнейшим религиозным объединением в Украине», – говорится в ответном заявлении канонической Украинской Православной Церкви.

По словам авторов документа, ни одна из организаций, поддержавших Порошенко, не признана мировым православием, поэтому «если будет идти речь об украинской автокефалии, то этот вопрос не может быть рассмотрен без участия Украинской Православной Церкви, как единственной канонической Церкви Украины».

Что заявляют в Русской Церкви

Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион заявил, что «создание автокефальной Церкви – это процесс, который не может быть инициирован светской властью». Он напомнил, что решение украинской церковной проблемы возможно только каноническим путем.

«Церковь в современных государствах отделена от государства, и государство не должно манипулировать Церковью, в том числе в предвыборной борьбе или в каких-либо еще политических целях», – подчеркнул митрополит Иларион.

Он отметил, что на протяжении многих лет позиция Константинопольского Патриарха была неизменна: он всегда говорил о том, что единственным главой канонической Украинской Православной Церкви он признает Блаженнейшего митрополита Онуфрия.

«А каноническая Украинская Православная Церковь не имеет намерения разрывать отношения с Русской Православной Церковью», – отметил митрополит Иларион.

Что будет, если автокефалию предоставят

По мнению церковного историка Владислава Петрушко, умеренный оптимизм внушает то, что Константинопольский Патриархат уже объявил, что этот вопрос будет рассматриваться с учетом мнения других Поместных Православных Церквей, то есть и Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви под омофором Московского Патриархата.

«Это дает надежду на то, что вряд ли Константинополь может легко отказаться от тех договоренностей, которые были приняты на совещании в Шамбези перед Критским собором и которые предусматривали, что консенсус всех Поместных Православных Церквей будет необходим в случае предоставления автокефалии», – заявил он.

По мнению историка, этот эпизод показывает, что Константинополь отдает себе отчет в том, что, если в одностороннем порядке он предоставит такую автокефалию Церкви, это будет означать катастрофу внутри православного мира.

«Означать это будет, во-первых, разрыв отношений между Константинополем и Москвой, а во-вторых, будет чревато без преувеличений религиозной войной на Украине. Безусловно, это усугубит ситуацию. Сейчас происходят постоянные захваты храмов раскольниками у канонической Церкви, это превратится в неконтролируемый процесс. И если в Вашингтоне это в общем-то никого не волнует, то я думаю, что Константинопольский Патриарх, который претендует на то, чтобы считаться лидером православных всего мира, должен отдавать себе отчет и принимать на себя ответственность за то, что произойдет в результате такого шага», – заключил Владислав Петрушко.

Автокефалия украинской православной церкви состоится

Вселенский Патриархат приступает к предоставлению автокефалии Церкви Украины и отменяет анафему Филарета.

Вселенский патриархат в Константинополе согласился предоставить автокефалию Украинской православной церкви.

Священный синод Константинопольской православной церкви также принял решение отменить анафему предстоятеля Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета.

В Московском патриархате гневно отреагировали на принятое Константинополем решение, предупредив о катастрофических последствиях. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Автокефалия УПЦ и отмена анафемы Филарета

В Стамбуле на заседании Синода под председательством Вселенского патриарха Варфоломея I «было решено подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский патриархат приступает к процедуре предоставления автокефалии Украинской церкви», говорится в официальном заявлении.

Синод постановил «восстановить с этого момента ставропигию Вселенского патриархата в Киеве», а также «принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей».

Одновременно решено лишить юридической силы синодальное решение 1686 года о праве московского патриарха назначать киевского митрополита.

Священный синод также предостерегли от захвата и присвоения церквей, монастырей и других объектов.

Этому заявлению предшествовало двухдневное обсуждение «украинского вопроса». Участники Синода заслушали доклад экзархов Вселенского патриарха в Киеве, которые были назначены в сентябре для подготовки создания в Украине поместной церкви.
Решение о предоставлении Украинской церкви Томоса об автокефалии пока не было принято.

Заявление Вселенского патриархата: полный текст

1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению Автокефалии Церкви Украины.

2. Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая там всегда существовала.

3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей.

Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью.

4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского, избранного Ассамблеей Священнослужителей его епархии, которая будет отмечать Вселенского Патриарха в качестве Первого иерарха на любом праздновании, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Материнской Церкви.

5. Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать.

Следующие шаги

После нынешних решений Константинополя в Киеве должен состояться собор с участием архиереев УПЦ Киевского патриархата, Украинской автокефалььной православной церкви и той части клириков УПЦ МП, которая поддержала просьбу о томосе.

Задача собора — объединить церкви в одну и избрать ее первоиерарха. Только после этого патриарх Варфоломей вручит вновь избранному предстоятелю украинской поместной церкви томос об автокефалии.

Для этого в Украине могут продолжить работу экзархи Вселенского патриархата, которые и организуют этот собор.

Сейчас наиболее вероятным претендентом на пост будущего главы поместной церкви называют нынешнего предстоятеля УПЦ КП Филарета.
РПЦ в 1997 году подвергла его анафеме. Филарет в те годы возглавил часть иерархов УПЦ, отделившихся от РПЦ и приступивших к созданию независимой украинской церкви. Остальные православные церкви мира ее не признавали.

Читать еще:  Мотобуры для земляных работ рейтинг

Киев обещает не захватывать храмы

Президент Украины Петр Порошенко назвал предоставление Украине Томоса и автокефалии вопросом независимости государства и его национальной безопасности.

Он добавил, что решение Синода о предоставлении Украине автокефалии означает «падение Третьего Рима как древнейшей концептуальной заявки Москвы на мировое господство».

«Автокефалия — это часть нашей государственнической проевропейской и проукраинской стратегии, которую мы последовательно воплощаем в жизнь в течение последних четрыхе лет и, подчеркиваю, будем продолжать и в дальнейшем», — заявил Порошенко.

Президент отметил, что государство будет уважать выбор тех, кто решит остаться в той церковной структуре, которая будет сохранять единство с Русской православной церковью.

«Но также гарантирую, что государство защитит права тех священников и мирян УПЦ МП, которые добровольно решат выйти из-под Москвы для того, чтобы вместе с другими православными создать Единую украинскую православную поместную церковь», — подчеркнул Порошенко.

Президент также сказал, что если кто и будет призывать силой захватить храм или монастырь, то это «московская агентура».

Реакция Москвы

Русская православная церковь назвала решение Вселенского патриархата «легализацией раскола».

«Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия», — заявил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков.

По словам Волкова, РПЦ «будет вынуждена разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом» после его решения снять анафему с Филарета.

В УПЦ МП также считают решение Константинополя о снятии анафемы с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата патриарха Филарета и главы Украинской автокефальной православной церкви патриарха Макария «абсолютно неправовым».

«Это решение абсолютно неканоническое, потому что эта территория не принадлежит Константинопольскому патриархату, то каким образом он может снимать анафемы? Он не имеет на это никакого канонического права. Думаю, что за такие действия на патриарха Варфоломея надо наложить анафему», — заявил пресс-секретарь УПЦ МП Климент.

Еще после назначения экзархов Вселенского патриарха в Украину РПЦ частично прекратила церковное общение с Константинополем.

Москва считает, что Константинополь посягает на их каноническую территорию и настаивают, что Вселенский патриарх не имеет права предоставлять автокефалию Украинской церкви.

Автокефалия Украинской православной церкви — что это такое, последствия, последние новости

После трех дней работы Священного синода Вселенского патриархата Константинополя духовный православный лидер патриарх Варфоломей принял историческое решение: он пообещал предоставить автокефалию украинской православной церкви (УПЦ).

В ответ РПЦ заявила, что может порвать отношения с Константинополем, что потенциально грозит расколом, сравнимым по масштабу с событиями 1054 года, когда нечто подобное произошло между православной и католической церквями.

Что представляет собой автокефалия

Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.

Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:

  • Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.v vОпределять свое устройство и управление.
  • Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
  • Канонизировать святых.
  • Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
  • Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.v
  • Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.

РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.

Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:

  • догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
  • канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют
  • имеющиеся каноны к местным условиям;v
  • богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.

Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.

Как предоставляется автокефалия

Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.

Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.

Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:

  • политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
  • территориальная отдаленность;
  • развитая система образования;
  • достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
  • запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
  • согласие поместной общины на отделение.

Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности.

Православная церковь в Украине

После провозглашения независимости на Украине образовалось несколько православных церквей: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая признала главенство Русской православной церкви, УПЦ Киевского патриархата, которую возглавил митрополит Филарет, а также еще несколько более мелких церквей. Бывший предстоятель УПЦ Филарет после распада СССР, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост.

Лишившись сана в 1992 году, Филарет покинул Украинскую православную церковь, образовав свой патриархат и назначив себя во главе его. Таким образом, в результате действий митрополита в стране возникла непризнанная православная церковь, которая хочет обрести независимость от Москвы в церковных вопросах, не имея при этом канонической преемственности. По сути, она не имеет связи ни с Киевской митрополией, ни с каким-либо православным патриархатом.

Что касается УПЦ МП, то она является преемницей учрежденной в 988 году Киевской митрополии Константинопольского патриархата, перешедшей в XVII веке в юрисдикцию Московского патриархата.

Свою автокефалию УПЦ МП получила согласно Томосу патриарха Алексия II и решению Архиерейского собора Русской православной церкви от 25-27 октября 1990 года. Томос об автокефалии — это особый документ, который легализует поместную церковь. Сейчас Украина ожидает решения относительно предоставления Томоса об автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата Константинопольским патриархатом. На Архиерейском соборе Вселенский патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат может давать автокефалию без согласований с другими церквями. 7 сентября в рамках подготовки по предоставлению автокефалии УПЦ КП он назначил в качестве своих экзархов* в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады, которые займутся подготовкой учредительного Собора автокефальной Украинской церкви, который откроется в Киеве под их председательством в начале октября.

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) ранее заявил, что единая поместная церковь в стране будет создана до конца текущего года. По его словам, те церкви, которые не примкнут к ней, должны носить название «Русская православная церковь в Украине». «Томос будет. После Томоса будет собор тех архиереев, которые обратились ко Вселенскому патриарху о предоставлении Томоса об автокефалии. Те, кто не обращался, на соборе не будут иметь права», — заявил глава УПЦ КП.

Последствия автокефалии Украинской православной церкви

Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской Нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.

Официальная УПЦ назвала действия президента вмешательством в дела веры, указав на нарушение 35 главы Конституции «О невмешательстве государства в жизнь Церкви».

Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу. Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.

Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.

мЦерковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.

Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.

Реакция РПЦ

В понедельник, 15 октября, в Минске соберется синод Русской православной церкви, на котором он решит, чем ответит на действия Вселенского (Константинопольского) патриархата. В четверг, 11 октября, синод Константинопольского патриархата подтвердил намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Об этом говорится в официальном заявлении Вселенского патриархата.

Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная Русской православной церковью в 2008 году.

Вопрос о том, что будет с собственностью существующих на Украине православных церквей после возникновения единой поместной церкви, является одним из самых болезненных в теме возможной автокефалии УПЦ. Филарет неоднократно заявлял, что после того, как украинская церковь станет независимой, здания, которые сейчас занимает Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), в том числе лавры, перейдут в собственность новой поместной церкви. Так, в августе в интервью телеканалу «Прямий» он заявил, что у Московского патриархата вообще нет никакого имущества на территории Украины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector