108 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старинный ткацкий станок фото

Ткацкий станок: в старину и сегодня.

Ткацкий станок: в старину и сегодня.

Ткацкий станок — механизм для вырабатывания из нитей разных текстильных тканей, вспомогательный либо основной инструмент ткача. Существует большущее количество видов и моделей станков: ручные, механические и автоматические, челночные и бесчелночные, многозевные и однозевные, плоские и круглые. Различают ткацкие станки и по видам вырабатываемой ткани — шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных, железных, стеклянных и остальных.

Подруга огляделась в нашей московской комнате.
— А где ткацкий станок? Ты мне о нем писала.
— Вот он, — я указала на деревянное сооружение в углу между окном и шкафом.

— Так ты на нем ткала эти половики??

В 60-е годы ХХ века во многих деревнях ткали половики на ткацких станках, кроснах, которые достались от бабушек и прабабушек. У кого-то муждядядед — мастер на все руки и светлая голова, делал станок. Или заказывали у мастеров. А сами мастера где учились сделать станки для ткачества?

В 1911 году была издана книга «Улучшенный ручной ткацкий станок». Автор И.В.Левинский. А в 1924 году — » Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани». Автор — инженер Добровольский В.А.

и страница из нее

Стиль «канцелярский», о котором гневно писал К.Чуковской, зато чертежи и рисунки четкие.
Ткацкий станок ( кросна). 1930 год.

Ткачество — древнее традиционное ремесло жителей деревни Водлы и окружающих ушедших деревень.
Автор — Н. В. Ульянова. Школьный этнографический музей пос. Водла Пудожского р-на Карелии. Из воспоминаний старожилов.

Когдá э´того ткут с нúток клéточками. Крáсили, а крáсили ольхóй с дéрева, дрáли корý, льняны´е нúтки крáсили. Накрáсят э´того, а потóм вот. ой, а потóм как крáску доставáли, вáлики такú бы´ли. И вот вáлики мáзали в крáску и катáли, дéлали вот э´ту, пестря´дельники. Дак такúе ю´бки сдéлают, дак в магазúне такúх не кýпишь. Льняны´е ю´бки, дак на прáздники держáли. Сарафáны, да льняны´е, вот до э´того мéста бы´ли, вот тут бы´ли верёвочки. Шнурóк завя´зывали. Я пóмню э´дак сúний пестридúльник был, в клéтку сдéлан, а у нáших-то не было пестридúльников. У бáбушки да у мáтери бы´ло нáткано, и цыгáны укрáли. А у нас у бáбушки да у мáмы бы´ли полоцéнца, дак такóго сейчáс нéту, ну э´того, нашúты, навышивáны. А материáл такóй всё на рукáх ткáли, реднúцы шúли, на мешкú тóлще дéлали, а при мне во врéмя войны´ ткáли вот э´тыя ю´бки. Шúли и одея´ла, дéлали, насшиваю´т и укýтываюцца э´тыми одея´лами. Ужé на половикú жалéли. Когдá в мóлодосци пошлá рабóтать в 45 годý, дак плáту на головы´ нé было. Какóй-нибýдь ляпáк нá голову накладёшь.

Половичкú дéлали. А там, напримéр, в мóлодосци вы´носицца, дак вы´рваш, да на клубóк смотáш: рубáха рвáна аль вот штаны´ рвáные, дак вы´режут, да вот эта. Тогды´ ведь мáло держáли, мéньше плáтьев, дак вы´ткут дак сошью´т в деревня´х. Кровáци закúдывали вот так, а хто побогáче, дак и на пол кидáли.

Egozinka привела вспоминания своей тети о прабабушке Марии.

«Эти половики ткала моя бабушка Маша для меня (для тети Egozinka) в приданое. Я жила у неё, когда мне было 16-17 лет. И понаблюдав, видимо за тем, что кавалеры уже обивают порог, она принялась за дело. Я помню, как стоял ткацкий станок у окна (бабушка называла КРОСНА), как приятно было прикасаться к его гладко-лощеным деревянным поверхностям. Помнится слово — нитченка. А внизу были педали. Я ткала цевки на какой-то ручной машинке — это красивые палочки с узорами. Бабушка подбирала цвета, называя их фисташковый, лазурь, палевый. Помню тишину в комнате, бабушкино тихое пение. Она ловко кидает челнок и прихлопывает рамкой (БЕРДО). На стене стучат ходики, мурлыкает старенькая кошка Муська. «

nmelnikova :
— У бабушки в Соколовском их было два в хорошем состоянии. Раньше на них полотно льняное ткали и более грубое и довольно тонкое на рубахи, кофты, юбки, полотенца, скатерти. Нам стан собирать семь потов сойдет, полдня будешь возиться. У бабушки станы хранились в амбаре, а ткала она дома, так в собранном виде он большую часть избы занимал.

Vladimir :
— А я вспомнил, как бабка нас заставляла помогать «сновать» — эту когда новину делали — основание для начала ткания половиков. Сновали мы на стене, метров 8, потом снимали это в косу, а затем на вал наматывали. Перед этим продевали (подавали иглой) в ниченки, а уж когда через ниченки все это выровняется и наматывали на вал. Ну потом продевали в бердо и айда ткать. Ткать мне не доверяли а вот сновать и подавать в ниченки и бердо умею, бабка-то уже плохо видела.

Как сновали основные нити, показывает olsha5 , которая занимается ткачеством, ткет полотна с браным узором.

и плетут в косу, чтобы не запуталась

eyange :
— Знаешь, почему ткали эти половики? В те времена полы не намоешься — они ведь были некрашеные. У нас с бабушкой на мытьё полов полдня уходило. Сначала битым кирпичом тёрли, затем несколько раз смывали. Сосновый пол становился белым, будто бы после стружки. Вот и закрывали его половиками, чтобы не запачкался.

makha0na:
— Когда-то давно так и было. Но моя бабушка жила в квартире с крашеным полом. А половики лежали, потому что так положено 🙂 Голый пол не комильфо, типа 🙂

Татьяна Лесная
— Это я снимала в Суздале. Ткачиха рассказывала, что теперь почти никто не умеет заправлять такой станок. Им помогала бабушка 96 лет. Заправляли 2 дня. Сейчас такое только в музеях или по деревням на чердаках или в сараях( Уходящая натура.

Скворцова А.Ф. Половички бабушки Агафьи.
Вспоминаю своё послевоенное детство. Всю осень и часть зимы мать и бабушка пряли лён. Ближе к весне в избе устанавливали ткацкий станок. В свободное от работы в колхозе время мать ткала холсты. Заниматься этим заставляла суровая необходимость. Фабричной мануфактуры не было, да и денег на её приобретение тоже. Полотенца, скатерти, нижнее и постельное бельё шилось из домотканого полотна. А уж качество его зависело от умения крестьянки тонко напрясть да плотно соткать. Весной холсты отбеливали на снежном насте.

Жизнь в деревне постепенно улучшалась, необходимость ткать холсты отпала. А вот половички — яркие, пёстрые, нарядные — требовались по-прежнему. Более того, горожане, пресыщенные коврами да паласами, стали разыскивать старых мастериц и скупать у них половики Да вот беда, всё меньше остается в наших деревнях и провинциальных городках таких мастериц. Дело-то это трудоемкое и хлопотное.

Как основали кросну, показывает dinaza

13 метров основы, то есть основных ниток, белых на фото. Дело нелегкое, занудное, самое нелюбимое, нужен помощник. Весь день, а то и два дня заправили основными нитками станок.

seredina77 ( на первом фото)

— Мы пока этот станок нашли — довольно много деревенек объездили, людей повидали, поговорили с ними, некоторые интересные представления об их жизни, нравах получили. Ради этого, даже, стоило в путешествие отправляться и станок тащить за 600 верст. Вот и бабулечку 80-ти летнюю Динка нашла — ткачиху. Я сам её работы не видел, но Динка сказывала, что очень интересные и качественные. Бабулька эта ткёт зимой, а на летний период (после Пасхи) станок убирает. Так традиционно было — летом крестьянствовать на земле надо, урожай растить. Динка всё мечтала к этой бабульке зимой приехать, мастерству поучиться. А бабулька-то аж в соседнюю деревню пешком ходила, всё девок там уговаривала у неё учиться, мастерство перенимать. Помирают бабульки, а с ними и ремёсла забываются.

Вольдемар Т. в видео рассказал, как учился половики ткать. Снято в середине 90-годов.

Ткачиха Лидия Николаевна показывает действие ткацкого стана, которому больше ста лет. Музей истории города Мышкин Ярославской области.

М. В. Васильевич — художник. Бердо, которым пробивают уток к полотну для уплотнения.

И. В. Белковский — художник. «Зимнее солнышко» 1994. Круглые коврики связаны крючком. ( Я попробовала стирать связанный крючком коврик в стиральной машине-автомате — хорошо стирается. Прим. Рязаночка77)

Журнал «Вокруг Света». Август 1979. Ткут половики в Паломе.

. А зимой, когда много свободного времени, ткут женщины в Паломе половики. Ткать умеют все, еще девчонками выучились у матерей. Прежде из тонкой льняной пряжи ткали на сарафаны, рубашки, полотенца, скатерти и простыни, рядно для мешков. Ткали и дорожки. «Всю зиму работали, «пластались», — вспоминают женщины. Да и летом много труда отдавали льну, надо было его посеять, вытеребить, вымочить, размять, расчесать и только тогда уже прясть. Все это, конечно, делалось вручную. Сейчас, разумеется, свой лен никто не сеет и полотно больше не ткут; отпала необходимость в этой тяжелой работе, но осталось умение ткать, привычка к этому занятию. Зимние дни без него кажутся пустыми. Вот и ткут половики. Так прежнее ремесло, входившее в женские обязанности, приобрело характер творческого занятия «для души», стало радостью свободного часа.

Ткут уже не из льняной пряжи, а из тряпок, окрашенных в разные цвета, нарезанных на тонкие полосы и скрученных. В качестве основы берут простые катушечные нитки. Изменился не только материал, из которого ткут половики, изменились их размеры и рисунок. Половики теперь ткут широкие, шириной до 80 сантиметров, специально ради этого старые кросна переделывают. Скорей всего так делают потому, что половики перестали быть только дорожками, которыми застилают пол, их назначение стало более разнообразным — ими покрывают диваны, вешают как ковры над кроватями. Но для этого не совсем годится традиционный узор в виде разноцветных поперечных полос. Некоторые мастерицы делают новый рисунок — шашечный, из квадратиков (не без влияния, конечно, фабричных пледов и покрывал).

За день опытная мастерица, работая не отрываясь, может наткать до трех метров.

Журнал «Вокруг Света. Февраль 1989. Белорусская ССР

Рушники, сработанные неглюбскими ткачихами на деревянных кроснах, пошли ходить по белу свету. На каких международных выставках они только не перебывали! В Нью-Йорке и Монреале, в Токио, в Париже и Брюсселе были и отовсюду возвращались с золотыми медалями. Даже американский музей Метрополитен и тот не устоял перед этой красотой: приобрел для своей коллекции несколько неглюбских рушников.

Неглюбка (белор. Неглюбка) — деревня, центр Неглюбского сельсовета Ветковского района Гомельской области Белоруссии.

Книга «Прекрасное — своими руками». Автор-составитель С. Газарян. В книге раздел о самодельном настольном ткацком станке и ткачестве.

Когда я училась в школе, в кабинете по труду для девочек был ткацкий станок, вот такой.

Он был хрупкой, что-то там сломалось, поэтому учительница его показывала на уроках как наглядное пособие. На нем не попробовали ткать.

Был и такой станок из дерева. Вот на нём я и расскажу «устройство» станка.

Ткацкий станок состоит изремизки, челнока и бёдра, навоя и валика. В ткачестве используют два вида нитей — нить-основу и уточную нить. Нить-основа намотана на навой, с которого сматывается в процессе работы, огибая валик, выполняющий направляющую функцию, и проходя через ламели (отверствия) и через глазки галев ремизок, перемещаются вверх для зева. В зев проходит уточная нить. Таким образом на станке появляется ткань. Это принцип деяния ткацкого станка.

Есть ручные, автоматические и механические ткацкие станки. Ручные были изобретены сначала истории, они требовали тяжелого труда ткача. С развитием науки и техники поменялись и ткацкие станки. Сейчас один человек может обслуживать десяток автоматических ткацких станков.

Находчивые рукодельницы ткали так.

На нем едва ли можно ткать половики, Ткали шарфы, сумки.

Были такие станки для ткачества.

На одном форуме посетительница хотела купить старые и «страшные» половики, чем удивила людей добрых.

— Дык я их в межи собралась постелить. У меня грядочки узенькие, а межи широкие, а на них трава-мурава растёт — надоела! Я с ней уже по-всякому борюсь. А под половичками она расти не станет. Ей так не интересно. Т.ч. пусть они хоть какие старенькие будут. Технология «узких гряд» по Митлайдеру.

Теперь производятся разнообразные ткацкие настольные станки и рамки для ткачества, о всех не написать — пост будет длиннее.

Современный ткацкий станок Glimakra Julia ( Джулия). Производство Швеция. В России у некоторых рукодельниц имеется этот станок. Ширина полотна до 68 см. На нем можно ткать половики.

Японский ткацкий станок

Современный настольный станок Emilia ( Эмилия) Производство Швеция. Поставляется в двух вариантах: с заправочной шириной 50 см и с заправочной шириной 35 см. Закрепляется на столе.

Такой станок я купила в московском магазине. Ширина готового полотна до 35 см.

Ткала из полос от старой одежды. Ширина одного полотна от силы 30 см. Полотна я соединяла крючком. Они не очень плотные и не подходят как половики, потому что на этом станке трудно пробивать уток к полотну. Его можно сложить и положить на скамейку как сидушку, а можно расправить на траве, на гамаке. Подарила подруге для ее дачи. ( Ковер алжирский, ручного ткачества, из шерстяных ниток на хб основе — привезли, когда муж учился в школе, нету сносу ему).

Ткачество половиков не умирает. Это редкое рукоделие, потому что ткацкий станок не так просто приобрести. Занимает много места. Вместо ткачества вяжут толстым крючком коврики из полос от старой одежды. Или плетут косу и сшивают ее в круг.

Старинный ткацкий станок фото

Войти

2. Знакомство с ткацким станком

Прежде чем заправлять станок, разберемся с чем же мы имеем дело, из каких деталей станок состоит и как они называются, чтобы дальнейший текст не вызывал недоумений по поводу экзотических слов.

Перечисление деталей ткацкого станка звучит как песня, настолько они красивы и непосвященному уху не понятны.

На эту тему есть мой семейный анекдот. Как-то мы с мамой и папой поехали в гости к их друзьям в деревню. У них прекрасная баня, я ее очень люблю и ее топят каждый наш приезд. И вот хозяин дома дядя Олег отправил меня и маму пилить дрова для бани (не подумайте, что мужики там лодыри, а заставляют работать женщин, просто мы пилили тонкие палочки-отходы от лесопилки). Мы с мамой эти палочки пилим, а я выбираю себе потолще и поровнее палку на притужальник, и та мне не нравится, и эта вроде не хороша. Подходит дядя Олег и спрашивает, что собственно я
ищу. Я ему и говорю, мол ищу палку на притужальник. Он конечно изумляется такому странному слову и начинает меня заинтересованно расспрашивать. Ну конечно, когда есть заинтересованный слушатель, я хвост распушила и завела свою песнь, про станок люблю рассказывать, все детали назвала, что для чего служит и к чему присоединяется. Он слушал-слушал, а потом выдал моей маме такую фразу:
«Вот ты, Галя, набилки. А муж твой – притужальник»

Итак перед нами незаправленный ткацкий станок:

Сразу же скажу свою просьбу к зашедшим в пост читателям, знающим не понаслышке (да даже и понаслышке) о чем я говорю, если вы знаете какие-то другие названия деталей станка, напишите об этом в комментариях, мне самой это очень любопытно, хочется расширить свои познания в этнографии ткачества.

Многие детали в разных местностях имеют разные названия, и ,если я называю несколько названий, то в дальнейвшем буду пользоваться наиболее для себя привычным, которое я называю первым. Основные несущие части станка называются «боковины», «станины». Это боковые стены станка, которые задают его дину и высоту. Верхние части станин — горизонтальные или чуть наклонные брусья с рядом углублений называются «поднебник», они держат на себе всю оснастку. Мне нравится когда в них много углублений, чтобы оснастку можно было двигать в процессе ткачества.

Ширину станка задают поперечные брусья, называются они «иглицы». В станинах есть квадратные отверстия, в которые вставляются концы брусьев-иглиц. Иглицы фиксируются клиньями. Вся эта конструкция из станин, иглиц и клиньев должна стоять крепко и не шататься. Хорошо, если ткачиха может дотянуться руками до поднебников, не вставая со своего места.

Следующие важные детали — это валы. Их два, передний и задний. Задний вал называется «навой», «навойя», «колода». На него наматывается основа и в процессе ткачества она, преврящаясь в ткань, перематывается на передний вал.
Передний носит названия «пришва», «грудница», «товарный вал». На него сматывается готовая ткань. В процессе ткачества валы фиксируются в определенном положении, держа в натяжении нити основы и готовую ткань. Рычаги, стопорящие валы, называются «притужальники». Притужальник представляет они из себя прочную палку, зауженную к одному концу и с отверстием или углублениями, в которые вставляется-обматывается веревка. Для удобной работы притужальники должны быть длинными. В идеале до притужальника, вставленного в навой, должна легко дотягиваться ткачиха не вставая со своего места и вытаскивать-встивлять его в вал, а также перетягивать основу не вставая с места. Вот фотография «раздетого ткацкого станка», здесь мы видим станины, иглицы, пришву, навой и один притужальник, вставленный в навой.

Все остальные основные детали, пока еще не названные нами, представляют из себя отдельные системы, и первая из них – та, что отвечает за равномерность ткани и ее постоянную ширину. Главное тут — бердо. Я бы даже сказала БЕРДО. Оно, как главный персонаж фотографии лежит в центре. Это такая рама-расческа. Обычно оно сделано из тонких деревянных щепочек, бывают и железные. Каждая щепочка носит название «зуб» (у расчесок ведь тоже зубы). От плотности, с которой расположены зубья в берде, зависит плотность ткани. Если зубья расположены редко 2-4 на один сантиметр, то это бердо для очень редкой ткани, а точнее для половика. Для ткани в берде в одном сантиметре располагается 6-9 зубьев, а для тонких тканей еще больше (я такие не видала). 30 зубьев составляют «пасму». Так и говорят «бердо на 8 пасм» или «на 10 пасм». Это параметр определяющий количество ниток в основе. Часто в старых бердах ниткой отмечены-прошиты пасмы, чтобы каждый раз не считать, взял и видишь, какая плотность у берда, сколько в нем пасм. Бердо — сердце станка, но к сожалению они чаще всего в старых станках в плохом состоянии, с грязью между зубьями, подистлевшими нитками и зубьями. Бердо — сокровище. И это сокровище обрамляет сборная рама — «набилки», «набелки». Из них можно вынуть одно бердо и вставить другое, другой плотности. Иногда это не сборно-разборная конструкция, а рама футляр, раз и навсегда заключивший в себя бердо. Такие чаще всего встречаются у татар, башкир. Набилки на фото новодельные и, к сожалению, без украшения. На старинных набилках обязательно был вырезан оберегающий знак. Набилки навешиваются веревками на палку. На фото узел неправильный. После, в заправленном стане, я покажу правильный узел, которым привязываются набилки, он позволяет регулировать высоту их расположения относительно полотна.
Кое-где набилки с бердом называют «батан».

Следующая система – «нитченки» и «педали». Нитченки еще называют «ремизы». Их количество определяет переплетение. В простейшем и самом распространенном варианте их две, и переплетение, ими создается полотняное переплетение. Для более сложных переплетений и рисунков используют несколько нитченок-ремиз. Такое ткачество называют многоремизным.
Нитченки представляют собой систему из двух рядов петель, встречающихся в середине нитченки и зацепляющихся друг за друга. Каждый ряд петель фиксируется на отдельной бечевке, которая привязывается к своей отдельной палке.
Нитченки подвешиваются к верхней палке с помощью роликов (ой не помню, как их называют, я их не использую) или палочек-качалочек. Снизу каждая нитченка привязывается к своей педали.

Еще в комплект станка входят «цены»-«трестинки» и куча палочек и палок, у каждой из которых свое место и предназначение.
Продолжение следует в следующих постах

Ну и напоследок я за своим ткацким станком (к сожалению, фото моего станка полностью нет):

Словотворие Фоторепортаж Ткачество ручное Вертикальный ткацкий станок Дерево Нитки

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира.

Вы не представляете, насколько интересна историческая реконструкция! Тем она и хороша, что для любого творческого человека в ней найдется дело. Мальчики осваивают боевые искусства, дерутся на мечах, стреляют из лука, строят лодки и корабли, осваивают литье украшений, резьбу по дереву. Девочки шьют, плетут, вяжут, ткут и лепят, и это бесконечный процесс, в котором нет пределов человеческим возможностям. Ведь кроме освоения ремесел мы изучаем историю родной земли. Прочувствовав на себе, как красиво и трудно жили наши предки, мы начинаем понимать, как дорога нам каждая речушка и каждое дерево.

На этой волне я озадачила своих мужчин (и не только своих) новой идеей: построить мне вертикальную ткацкую раму. Если я иногда живу в 10-м веке, то и попробовать не мешало бы создать что-то именно таким же способом, как и наши далекие предки. И вот вертикальный ткацкий станок в процессе рождения.

Казалось бы, что сложного? Просто рама. На день работы. Но мужчины ходили вокруг нее неделю, ломая голову, какого она должна быть размера, где отмерить, где отрезать, и как сделать ее так, чтобы она выглядела исторично. Исторично у них все равно не получилось: посадили все соединения на шурупы, замаскировав их шпонками. А ведь в древности ткацкую раму могла сделать себе любая женщина сама. Ей всего-то надо было сходить в лес за подходящими деревяшками и связать все соединения веревкой или шнурами. Но это беднота, а у зажиточных дам, вероятно, было что-то посолиднее. как на рисунке на первом фото.

Итак, намеки на ткацкую раму уже есть.

Морила я ее сама. Придала ей благородный темный цвет, вроде как состарила. А теперь можно и за работу!

Все ткачихи перед тем, как начать ткать, снуют нужное количество нитей. В моей практике это был первый опыт. Я сновала 800 нитей прямо на раме, разложив ее на кровати. История долгая и утомительная. Пару ночей спали мы на диване в кухне (ну как же, Лене очередная возжа под хвост попала), потому что снование основы — это важный этап, торопиться нельзя.

Сновала и нити связывала по 10. Так удобнее считать, да и позже мне удобно было делить на передние и задние.

А делить нужно для того, чтобы ткать полотняным переплетением. В процессе ткачества передние и задние нити меняются местами, образуется ткацкий зев, куда и прокладывается уточная нить. В вертикальном ткацком станке на нити навешивались грузы. Можно и что-то другое навесить для тяжести, но настоящие глиняные грузики выглядят аутентично, так что и их пришлось лепить. Благо, куча глины лежит у ворот уже 8 лет. Именно с них начались и мои гончарные эксперименты.

Рама стоит под наклоном, и именно так образуется естественный зев между передними и задними нитями.

И вот так, постепенно, все грузы обеспечивают натяжение нитей. Оговорюсь: мои грузики оказались недостаточно тяжелыми, и позже мне пришлось нити разъединять руками. Думаю, что каждый грузик должен весить не меньше 300-400 грамм на каждые 20 нитей, только тогда ткачество будет более комфортным. Впрочем, как показал опыт, вертикальный ткацкий станок — это только для очень терпеливых людей. Стоишь так несколько часов на ногах, полностью отрешенный от внешнего мира. Стоишь, ткешь, думаешь себе думу. Эдакая медитация на тему раннего средневековья. Древним женщинам торопиться было некуда: ни вам магазинов, ни вам Интернета и телевизора. Не соткешь, будет твоя семья с голой. ну, вы поняли.

Очень долгий и муторный этап — вязание полуниченок. Пока вязала, муж наблюдал со здоровым скепсисом. Глаза его тихонько лезли на лоб, и, как он заявил, у него бы не хватило на это все никаких нервов. Пришлось объяснять ему тоном учительницы, что именно так (долго и муторно) ткали в древности ткани.

Полуниченки привязываются к каждой второй нити. Таким образом формируем будущее полотняное переплетение. Есть переплетения и более сложные, например, саржевые и репсовые, но я начала с простого. Итак замахнулась на ширину в 80 см. На деле она получается чуть уже.

Вот и все полуниченки привязаны к ремизке, можно начинать ткать.

Вот и первые сантиметры. Крупный план. На самом деле ткань получается довольно мелкого плетения, мягкая и тонкая.

Дело идет туго. Я девушка немолодая, мне и трех часов на ногах хватает за глаза, да и дел много других, так что мое ткачество на рраме растянулось уже на пару месяцев. Жду зимы, когда закончатся мои заготовки и все другие дела, связанные с огородом и садом. Буду как и все древние женщины, сидеть (пардон, стоять) и ткать при лучине (не, при дневной лампе) долгими зимними вечерами. Спиной к телевизору.

Вот такой милый результат. Хоть и не конечный. Знаете, очень радует, когда что-то получается. Даже знаю, что следующий фестивальный сезон буду щеголять в новом хангероке (сарафане) из настоящей аутентичной ткани. Мысль такая греет и подгоняет.

На сегодня все. Уверена, что некоторые из вас впервые узнают, как ткали ткани наши древние предки, а я за вас порадуюсь. Получилось: и похвасталась немного, и что-то вам рассказала. Но и это еще не все. Следующий пост о том, как мы с мужем строили гончарную печь и мои первые успехи и неудачи в гончарном ремесле.

Да-с. Героическая женщина! Я пока воюю с дощечками. Хочется, конечно, и того, и сего, но пока некогда.Вам удачи!

Спасибо за интересный рассказ но, пожалуйста, укажите источник первой картинки и уберите с нее логотипы. Пользовательское соглашение п.2.3

Простите, я не подумала об этом. Учту ваше замечание.

Спасибо Не забудьте указать название сайта.

Старинный ткацкий станок фото

Войти

Ликбез. 3. Как выбрать ткацкий станок

Выбор приспособления для ткачества зависит от ваших целей.

1. Вы хотите научиться ткать и думаете, с чего же начать?

Для первого знакомства с ткачеством удобна небольшая деревянная рамка, на которую легко натянуть нити основы (они идут вдоль любой ткани – подробнее про основу см. здесь).
Можно использовать и готовый подрамник, на который художники натягивают холст.
Но удобнее в работе специальная рамка. Подберем для нее четыре планки указанных на рисунке размеров. Ширину планок необязательно строго соблюдать, но внутренние размеры рамки для нашего изделия должны получиться 250х450 мм.
Планки соединяем сзади шурупами (восемь штук) так, чтобы верхняя и нижняя планки выступали вперед.

Наиболее удобна рамка с пропилами. Расстояние между пропилами и их глубина — 5 мм.

Небольшая рамка пригодится для первых экспериментов, салфеток, мини-гобеленов.
На рамке с гвоздями основа зафиксирована надежнее, но работать менее удобно:

В дальнейшем можно сделать раму большего размера (но не более метра) с передвижной верхней планкой. Благодаря ей меняются размеры рамы
в зависимости от величины изделия.
В книгах И. Дворкиной “Гобелен за десять вечеров” и в приложении к 1 тому книги «Ручное ткачество» даны чертежи разных вариантов рамок: с гвоздями, пропилами и просто с закругленными валами. У каждой рамки есть свои достоинства и недостатки, описанные в книгах.

2. Вы умеете ткать и хотите совершенствоваться?

В книге “Гобелен за десять вечеров” описано как построить самый простой небольшой вертикальный станок:

Показаны способы навивания основы на него и процесс работы.
На таком станке зев (пространство между нитями основы) для прокидки утка создается с помощью проборной планки и вручную.
Нити утка прибиваются колотушкой.
Поскольку основа здесь навивается по кругу, то максимальная длина изделия будет немногим меньше двойной высоты станка.
В зависимости от размеров станка, можно планировать и размеры тканых изделий – гобеленов, ковриков, накидок, подушек, сумок и других предметов одежды и быта.
Изделия можно посмотреть здесь.
Станок занимает мало места, а в разобранном виде и того меньше.
Его можно сделать любого размера. Но очень большой станок (см. ниже) лучше делать не с клиньями, а с более серьезными приспособлениями – натяжными винтами и т.п.
Толщину боковых стоек и валов, конечно, тоже придется увеличивать.
Поскольку основа здесь навивается по кругу, то высота станка должна быть немного больше половины задуманного изделия.

3. Вы уже готовы к созданию больших гобеленов или ковров?

Тогда вам понадобится большой вертикальной станок. Он может быть сделан так же, как и предыдущий, а может иметь и дополнительные удобства и приспособления. Чертежи их есть в книге.
Несколько валов станка дают возможность выбирать длину изделия.
Работают на нем так же, как и на предыдущем станке.
Существуют варианты сложных вертикальных станков с вращающимися валами и длиннометражной основой, с ремизными устройствами и бёрдом.

4. Вы хотите заняться созданием традиционных тканей, современных шалей-палантинов?

Тогда вам нужен сложный горизонтальный ткацкий станок. Когда-то такие станки стояли чуть не в каждой деревенской избе. В России на них ткали и тонкие узорные ткани, и грубые, и ковры, и половики из полосок тканей.

Как ткут на горизонтальном станке – видео.
На таком станке не обязательно ткать длинную ткань, можно и штучные изделия: платки, полотенца, скатерти. Ткут на станках полотно, пестрядь (из остатков пряжи), ткани в клетку, с узорами в браной и закладной технике, кисею.
Горизонтальный станок занимает больше места, чем вертикальный. Его сборка так же занимает больше времени.
“Бесконечная” основа — главное достоинство такого станка, но ее сложнее подготовить. Заправка станка основой так же требует определенных навыков.
О заправке станке можно посмотреть здесь и на след. стр.
Горизонтальные станки бывают узкие и широкие. Ширина станка должна быть немного больше будущей ширины ткани.
На задний основный вал станка навивается многометровая основа и протягивается к переднему товарному валу. На него накручивается готовая ткань. Поэтому ткач не может видеть свою работу целиком (в отличие от вертикального станка).
На горизонтальном станке зев для прокидки утка создается механическим путем с помощью подножек. Они соединены с ремизным устройством, которое поднимает и опускает четные или нечетные нити основы.
Уток прибивается одновременно по всему ряду бёрдом. Благодаря бёрду нити основы располагаются на равном расстоянии друг от друга, прибиваются плотно и равномерно.
При ткачестве гобеленов эти удобства могут мешать.
Подробнее о горизонтальном станке здесь.
Для простого полотняного переплетения достаточно двухремизного станка. Для саржи (приемы ткачества рядна, елочки и другие) понадобится уже четырехремизный станок. (О ткацких переплетениях см. здесь ).
Еще более сложные узоры ткут на многоремизных станках, например, восьмиремизных. Станок может иметь больше десяти ремизов для сложных по узору тканей.

Для тех, кто собирается самостоятельно строить горизонтальный станок с ремизами в продаже есть:
бердо (клеенные или варные) номера от 20 до 120 ( новые) ;
ремизные рамы (б/у).
Фото здесь.
Тел. 89174085581; почта mas@land.ru
Александр, Уфа

Чертеж горизонтального станка, приемы навивания основы и техника ткачества опубликованы в книге Е. И. Осиповой. Ткачество. Новгородские традиции и современность. М., 2009 и 2018.
Полюбоваться на зарубежное разнообразие всех типов станков можно здесь.

Старинный ткацкий станок фото

Войти

Как сделать самому ткацкий станок

Получение холста
1. Вырастить лен или коноплю.
2. Собрать лен в снопы. ( Для косовицы использовали серп или косу.)
3. Высушить. Сушили в банях.( Если конопля, то ее мочили. Помещали в воду на несколько дней, этот водоем называли Мочище. Мочили для того чтобы полученная после ткань была мягче, не грубая.)
4. Высушенный лен или коноплю мяли на Мялках, чтобы отлетела костица.
5. Полученный лен трепали трепалом, чтобы отлетела оставшаяся костица, была чище кудель.
6. Чесание. На чесалках расчесывали кудель, чтобы она была более пушистой и лучше прялась.
7. Прядение. На прялке наматывали кудели и скалкой пряли, получалась нитка. Пряли и на самопряхе.
8. Полученные нитки сматывали на тюрик. Тюрик- устройство для хранения очень длинной нити из льна или конопли.
9. Тканье. Ткали на специальном станке КРОСНА. Получали холст разной длинны, ширины, плотности. ( Дорожки на пол, Холст для шитья, Холст на полотенца.)
10. Шитье. Из полученного холста шили различные изделия. Для шитья использовали большую иглу или швейную машинку.

В разных районах Новгородской области ткацкий стан называют по-разному. Наиболее распространенное название — ткацкий стан, реже употребляются — став, кросно.

Составными частями стана являются:
1, 2 — боковые стойки (правая и левая); к плечу левой стойки привязывается рычаг, к соединительному бруску правой — чека, дырчатка, гвоздь.
3 — паз для колоды;
4 — отверстие для пришвы;
5 — отверстия для соединительных брусьев;
6 — рычаг;
7 — притужальник: а — дырчатка, б — чека, в — гвоздь;

Боковые стойки соединяются брусьями и крепятся клиньями.

8 — соединительные брусья;
9 — клинья.
В задние пазы (3) боковых стоек вставляется колода(10).

10 — колода (задний навой);
11 — палочка, вставляемая в паз колоды;
В передние отверстия (4) вставляется пришва (12):

12 — пришва (передний навой);
13 — палочка, вставляемая в паз пришвы.
Верхние части боковых стоек именуются плечами. На них навешиваются круги (15) с привязанными к ним нитченками (16) и подножками: набелки (20) с вставленными в них бёрдом (21).

14 — палочка, навешиваемая на плечи;
15 — круги;
16 — нитченки;
17 — подножки;
18 — палочка для подножек.
Для работы необходимо иметь челнок с цевкой и иглицу:

19 — палочка для навешивания на плечи;
20 — набилки;
21 — бёрдо;
22 — иглица;
23 — челнок с цевкой.
Ткацкий стан в собранном виде:

Стойки и перекладины должны быть строганными из брускового леса и должны быть крепко связаны на шипах и скреплены по возможности хомутиками или угольниками.

Дабы станок был устойчив и не дрожал во время работы, стойки его следует каким-либо способом укрепить к полу или потолку помещения, где станок устанавливается. Тот или иной способ укрепления зависит, с одной стороны, от высоты станка, а с другой — от высоты помещения и рода потолков и полов. Это всегда надо учесть прежде чем строить или ставить станок.

Высота станка, смотря по тому, какую работу хотят на нем делать, доходит до 4 аршин (около 2,8м), а ширина делается весьма разнообразной, в зависимости от ширины производимой ткани.

Размер стоек можно взять сечением 2х1 вершок (9х4,5см) или 2,5х1,5 вершка (7х11см) для станков более сильных. Из такого же леса могут быть сделаны продольные и поперечные перекладины, служащие для связи стоек в прочную станину. Стыки стоек, оголовков стоек и связей следует соединить в зарубку или на шип и при сильных станках связать узлы железными угольниками или хомутиками.

Задний навой представляет из себя хорошо выстроганный гладкий деревянный барабан от 4 до 6 вершков (18-35,5см) в диаметре, уложенный деревянными или приделанными железными цапфами в подшипники, укрепляемые на станине станка. Дабы все нити сходили в ткань правильно, навой должен быть одинакового диаметра по всей своей длине и должен быть установлен на станине без перекоса.

Передний навой представляет из себя такой же барабан, как и задний, но диаметром в 3 — 4 вершка (13-18см), и требования к его установке должны предъявляться те же, что и к заднему навою.

Внизу батанной рамы (набилок) — выше ее нижнего бруса — устраивают бердо, состоящее из двух пластинок, сечением около полвершка (2см), отстоящих друг от друга — смотря по величине зева — на 1 — 3,5 вершка (4 — 1,5см). Между пластинками помещают зубья берда, делаемые из стальной проволоки: через промежутки зубьев берда протягивают нити основы (по крайней мере, по 2 в каждый промежуток) для удержания этих нитей в равномерном расстоянии друг от друга по ширине основы.

Для более серьезных работ следует применять челнок со шпулькой.

Такого рода челнок делается из бука или яблони; выстрогав его снаружи в виде брусочка длиною от 3 до 9 вершков (13-40см), шириною от 0,5 до 1,5 вершка (2-7см) и высотою до 1 вершка (2,2см), брусочек заделывается концами на конус, дабы челнок легче проскальзывал сквозь зев. Далее челнок выдалбливают, устраивая в нем шпенечек для закрепления шпульки.
Размеры станка, указанные в тексте, не обязательны — каждый, строющий себе станок, может отступить от этих размеров, да и сама форма станка не обязательна — ее как и размеры, можно изменять, как это видно из следующих рисунков.

В статье были использованы материалы книги Е. И. Осиповой «Новгородский половик. Традиция и современность» и В.А. Добровольского «Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани»

История ткачества

Практически всё, что на нас надето, соткано из нитей. Хлопковых, шерстяных, льняных или искусственных. А превращаются нити в полотно с помощью ткацкого станка. И понятно, что без этого замечательного устройства мы выглядели бы как-то совсем иначе. Воздадим должное механизму, во многом соткавшему нашу историю…

Появление ткацких станков

Ткацкие станки появились ещё в глубокой древности. Среди многих народов среди многих народов Европы, Азии и Америки. Первый ткацкий станок был вертикальным. Это была простая рама, на которую натянуты нити основы. Нижние концы этих нитей свободно свисали почти до земли. Чтобы они не спутывались, их натягивали подвесами. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Такой способ буквально повторял технику плетения и требовал очень много времени. Затем древние мастера заметили, что этот процесс можно упростить. Если бы можно было одновременно поднимать все чётные или нечётные нити основы, мастер мог бы сразу протянуть челнок через всю основу. Так было придумано примитивное устройство разделения нитей – ремез. Поначалу ремезом служил простой деревянный стержень, к которому через один прикреплялись нижние концы нитей основы. Потянув на себя ремез, мастер сразу отделял все чётные нити от нечётных, а затем одним броском перекидывал челнок через всю основу. Правда при обратном движении приходилось вновь проходить все чётные нити поодиночке. При этом нельзя было просто вести второй ремез, потому что первый становился бы у него на пути. Тогда к грузикам на нижних концах нитей стали привязывать шнурки. Вторые концы шнурков крепились к дощечкам-ремезам, к одному чётные, к другому нечётные. Теперь ремезы не мешали взаимной работе. Потянув то за один, то за другой ремез, мастер последовательно отделял то чётные, то нечётные нити. Работа ускорилась в десятки раз. Изготовление тканей перестало быть плетением и стало собственно ткачеством.

Теперь, с помощью шнурков, можно было использовать не два, а более ремезов. В результате появилась возможность получать не однотонную, а орнаментированную ткань. Первые свидетельств о появлении станков с грузами относятся к району Анатолии и Сирии. Там были найдены грузы, датируемые 7-6 тысячелетием до нашей эры. Самые ранние изображения станка и работающих ткачей встречаются на стенах гробницы Хемотепа в Египте. Возраст этих рисунков около 4000 лет.

Народы Южной Америки использовали станок с грузами около тысячного года до нашей эры. Такой станок был известен и в античной Элладе. Его часто изображали на греческих вазах 6-5 веков до нашей эры.

В последующие века в ткацкий станок вносились различные усовершенствования. Например, движением ремезов стали управлять ногами с помощью педалей, оставляя руки ткача свободными. Однако принципиальная техника ткачества не менялась вплоть до 18-го века.

Происхождение простейшего горизонтального станка теряется в глубине веков. В 11 веке в Китае появилась усовершенствованная конструкция, дошедший до нас с небольшими изменениями. Нити основы на таком станке были натянуты горизонтально, отсюда и происходит его название. На вертикальном станке ширина полотна не превышала полуметра, и для того, чтобы получить более широкие полосы ткани, их приходилось сшивать.

В свою очередь горизонтальный станок не только увеличил скорость изготовления ткани, но и позволил неограниченно увеличивать ширину получаемого полотна. Уже в 12 веке сложный ткацкий станок через Дамаск попал в Италию и там подвергся дальнейшему совершенствованию. Например, с помощью подвесной гребёнки стали выравнивать нити.

Механический ткацкий станок

В 1272 году в Болонье был изобретён способ механического скручивания нитей, который в последующие триста лет местные ткачи хранили в строжайшем секрете. А вот задача изобретения механического ткацкого станка казалась неразрешимой вплоть до 18-го века. Даже Леонардо Да Винчи не смог изобрести механический ткацкий станок. Лишь в 1733 году молодой английский механик Джон Кей сделал первый механический челнок для ткацкого станка. В России такой челнок прозвали самолётом, потому что изобретение исключило необходимость вручную пробрасывать челнок и позволило вырабатывать широкие ткани на машине, обслуживаемой одним ткачом.

В то время изобретение Кея не вызвало поддержки ни у английских промышленников, ни у ткачей, а Лондонское Общество Искусств и Промышленности вообще заявило, что не знает ни одного человека, который понимал бы, как использовать эти челноки.

Дело Кея продолжил выпускник Оксфорда, англиканский церковный служитель и поэт Эдмунд Картрайт. В 1785 он получил патент на механический ткацкий станок с ножным приводом и построил в Йоркшире прядильно-ткацкую фабрику на двадцать таких устройств. Уже к тридцатым годам 19 века в картрайтовский станок была добавлена масса технических новшеств. Подобных машин на фабриках становилось всё больше, а обслуживало их всё меньшее число работников. В России первые механический ткацкие станки появились уже в конце 18-го века. В 1798 году была создана в Петербурге Александровская мануфактура – первая текстильная фабрика в России.

Наиболее трудоёмкими при работе на механических станках были смена и зарядка челнока. Кроме того, ткач должен был постоянно следить за обрывом основной нити и останавливать машину для устранения недостатков. Лишь после того, как в 1890 году Джеймс Нортроп придумал способ автоматизированной зарядки челнока, фабричное ткачество совершило настоящий прорыв. Уже в 1894 году фирма Нортропа разработала и вывела на рынок первый автоматический ткацкий станок. Следом появился и серьёзный конкурент станку-автомату – ткацкая машина вообще без челнока, которая многократно увеличивала возможность обслуживания одним человеком нескольких устройств.

Появлением механического ткацкого станка наступила новая эпоха. Если средневековье было временем ремесленника-одиночки, то теперь ткачество стало первой в истории сферой массового производства. Ткацкие мастерские стали разрастаться в фабрики. Бурное развитие хлопчатобумажной промышленности вызвало стремительный приток людей в ткачество. Этому ремеслу учили в тюрьмах, домах для бедных, сиротских приютах.

Всё это породило те социальные перемены в европейском обществе, которые так детально описали классики марксизма – отчуждение работника от своего труда, потогонную систему, стачки, локауты и другие приёмы классовой борьбы. И действительно, мы видим, что ещё задолго до исторического материализма ткачи шли в авангарде борьбы трудящихся за свои права. Тут тебе и забастовка ткачей во Фландрии в 1245 году, и ткацкий мятеж в Фламандском городе Ипри в 1280 году, и лудицкие погромы ткацких машин 18 века. Затем пошли элеонские восстания тридцатых годов 19 века, и первые революционные советы в Иванове 1905. Всё это было делом рук ткачей. Так что если хотите, ткацкий станок – это главный двигатель классовой борьбы, если таковая действительно существовала.

Читать еще:  Размеры пильных цепей и шин
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector