Схема смазки станка 16к20
1.4 Описание системы смазки
Правильная и регулярная смазка станка имеет большое значение для нормальной его эксплуатации и долговечности. Поэтому необходимо строго придерживаться ниже приведенных рекомендаций.
1. При подготовке станка к пуску в соответствии с картой смазки и схемой смазки заполнить резервуары смазкой и смазать указанные в карте механизмы.
2. Смазку производить смазочными материалами, указанными в карте смазки, или их заменителями, приведенными в перечне рекомендуемых смазочных материалов
Таблица 2. Карта смазки
Марка смазочного материала
Периодичность смазки или замены масла
Номер смазываемой точки по схеме смазки
Количество заливаемого масла, л (англ. галлон
Шпиндельная бабка и коробка подач
1 раз в 6 месяцев
Замена масла при плановых осмотрах и ремонтах
Каретка и поперечные салазки суппорта
Полуавтоматическая от насоса фартука
Из резервуара фартука
Задние опоры ходового винта и ходового вала
Резцовые салазки суппорта и опоры винта привода поперечных салазок
Солидол синтетический УСс2
0,1 кг (0,22 англ. фунта)
В станке применена автоматическая централизованная система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.
Шестеренный насос 12 (рис. 2), приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара 18 и падает его через сетчатый фильтр 11 к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные лотки. Примерно через минуту после включения электродвигателя начинает вращаться диск маслоуказателя 1. Его постоянное вращение свидетельствует о нормальной работе системы смазки. Из шпиндельной бабки и коробки подач масло через сетчатый фильтр 13 с магнитным вкладышем сливается в резервуар 18. В процессе работы необходимо следить за вращением диска маслоуказателя 1. При его остановке необходимо тут же выключить станок и очистить фильтр 11. Для этого его надо вынуть из корпуса резервуара 18, предварительно отсоединив трубы, отвернуть гайку, расположенную в нижней части, и снять фильтрующие сетчатые элементы в пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полного очищения. Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, так как это может привести к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар и подсоединить трубы.
В новом станке целесообразно в течении первых двух недель чистить фильтр 11 не реже двух раз в неделю, а затем — раз в месяц.
Для очистки фильтра 13 с магнитным вкладышем его нужно удалить из резервуара 18, снять крышку, вынуть из стакана магнитный вкладыш и промыть в керосине все поверхности. Фильтр 13 нужно чистить один раз в месяц.
Ежедневно перед началом работы нужно проверять по указателю 16 уровень масла в резервуаре и при необходимости доливать его через отверстие 17 в сливной магистрали. При замене масла слив из резервуара 18 осуществляется через пробку 19. Перед тем как заполнить резервуар маслом, его надо очистить и промыть керосином.
Смазка механизма фартука также автоматическая, но осуществляется от индивидуального плунжерного насоса 9. Масло заливается в корпус через отверстие 10, закрываемое пробкой, а сливается через отверстие 8. Уровень масла контролируется по маслоуказателю 7.
Смазку направляющих каретки и поперечных салазок производят в начале и в середине смены, до появления масляной пленки на направляющих. При винторезных работах смазка направляющих, а также опорных втулок ходового винт, размещенных в фартуке, производится поочередно перемещая на быстром ходу каретку и поперечные салазки посредством включения рукоятки 20 и кнопки 21 (рис. 9) при нажатой кнопке2 (рис. 3), при выключенной посредством рукоятки 15 (рис. 9) маточной гайке.
Смазка опор ходового вала и ходового винта и задней бабки осуществляется фитилями из резервуаров, в которые масло заливается через отверстия 5 и 6, закрываемые колпачками. Причем резервуар задней бабки заполняется до вытекания масла через отверстие 4.
Сменные шестерни и ось промежуточной сменной шестерни (точки 15) смазываются вручную консистентной смазкой.
Остальные точки смазываются вручную при помощи масленки, поставляемой со станком.
Таблица 3. Перечень рекомендуемых смазочных материалов
Страна и основная фирма — поставщик смазочных материалов
Схема смазки станка 16к20
Кинематическая схема приведена для понимания связей и взаимодействия основных элементов станка. Самодвижение заключается в следующем, от двигателя происходит главное движение с помощью клиноременной передачи передается на вал, а с помощью валов и шестерен передается на шпиндель.
Рисунок 2. Кинематическая схема станок 16К20
Описание системы смазки
Правильная и регулярная смазка станка имеет большое значение для нормальной его эксплуатации и долговечности. Поэтому необходимо строго придерживаться ниже приведенных рекомендаций.
1. При подготовке станка к пуску в соответствии с картой смазки и схемой смазки заполнить резервуары смазкой и смазать указанные в карте механизмы.
2. Смазку производить смазочными материалами, указанными в карте смазки, или их заменителями, приведенными в перечне рекомендуемых смазочных материалов
Таблица 2. Карта смазки
Марка смазочного материала
Периодичность смазки или замены масла
Номер смазываемой точки по схеме смазки
Количество заливаемого масла, л (англ. галлон
Шпиндельная бабка и коробка подач
1 раз в 6 месяцев
Замена масла при плановых осмотрах и ремонтах
Каретка и поперечные салазки суппорта
Полуавтоматическая от насоса фартука
Из резервуара фартука
Задние опоры ходового винта и ходового вала
Резцовые салазки суппорта и опоры винта привода поперечных салазок
Солидол синтетический УСс2
0,1 кг (0,22 англ. фунта)
В станке применена автоматическая централизованная система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.
Шестеренный насос 12 (рис. 2), приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара 18 и падает его через сетчатый фильтр 11 к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные лотки. Примерно через минуту после включения электродвигателя начинает вращаться диск маслоуказателя 1. Его постоянное вращение свидетельствует о нормальной работе системы смазки. Из шпиндельной бабки и коробки подач масло через сетчатый фильтр 13 с магнитным вкладышем сливается в резервуар 18. В процессе работы необходимо следить за вращением диска маслоуказателя 1. При его остановке необходимо тут же выключить станок и очистить фильтр 11. Для этого его надо вынуть из корпуса резервуара 18, предварительно отсоединив трубы, отвернуть гайку, расположенную в нижней части, и снять фильтрующие сетчатые элементы в пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полного очищения. Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, так как это может привести к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар и подсоединить трубы.
В новом станке целесообразно в течении первых двух недель чистить фильтр 11 не реже двух раз в неделю, а затем — раз в месяц.
Для очистки фильтра 13 с магнитным вкладышем его нужно удалить из резервуара 18, снять крышку, вынуть из стакана магнитный вкладыш и промыть в керосине все поверхности. Фильтр 13 нужно чистить один раз в месяц.
Ежедневно перед началом работы нужно проверять по указателю 16 уровень масла в резервуаре и при необходимости доливать его через отверстие 17 в сливной магистрали. При замене масла слив из резервуара 18 осуществляется через пробку 19. Перед тем как заполнить резервуар маслом, его надо очистить и промыть керосином.
Смазка механизма фартука также автоматическая, но осуществляется от индивидуального плунжерного насоса 9. Масло заливается в корпус через отверстие 10, закрываемое пробкой, а сливается через отверстие 8. Уровень масла контролируется по маслоуказателю 7.
Смазку направляющих каретки и поперечных салазок производят в начале и в середине смены, до появления масляной пленки на направляющих. При винторезных работах смазка направляющих, а также опорных втулок ходового винт, размещенных в фартуке, производится поочередно перемещая на быстром ходу каретку и поперечные салазки посредством включения рукоятки 20 и кнопки 21 (рис. 9) при нажатой кнопке2 (рис. 3), при выключенной посредством рукоятки 15 (рис. 9) маточной гайке.
Смазка опор ходового вала и ходового винта и задней бабки осуществляется фитилями из резервуаров, в которые масло заливается через отверстия 5 и 6, закрываемые колпачками. Причем резервуар задней бабки заполняется до вытекания масла через отверстие 4.
Сменные шестерни и ось промежуточной сменной шестерни (точки 15) смазываются вручную консистентной смазкой.
Остальные точки смазываются вручную при помощи масленки, поставляемой со станком.
Таблица 3. Перечень рекомендуемых смазочных материалов
Страна и основная фирма — поставщик смазочных материалов
Эксплуатация резьбонарезных станков
Длительно сохранить первоначальную точность станка, предотвратить преждевременный износ или даже поломку его деталей можно, соблюдая правила по уходу и обслуживанию станка: 1) своевременная смазка и регулировка узлов станка; 2) работа с рациональными режимами резания и исправным инструментом; 3) надежное закрепление инструмента, приспособления и заготовки на станке; 4) проверка исправности блокирующих устройств; 5) соблюдение норм техники безопасности при работе на станке и др.
Смазка узлов станка
Исправная работа системы смазки повышает долговечность станка и его отдельных узлов, уменьшая потери на трение и снижая нагрев и износ трущихся деталей.
Смазку подбирают в зависимости от условий работы узлов. Смазкой служат индустриальные масла марок 12, 20, 30, 45, 50, цилиндрическое легкое 11 и марок Л и Т, консистентные смазки.
Смазка станка осуществляется различным образом, например, вручную, разбрызгиванием, от отдельного гидронасоса, с помощью разнообразных масленок. Обычно в станке сочетаются несколько способов смазки.
Рассмотрим смазку токарно-винторезного станка модели 16К20, резьбофрезерного модели 5Б63Г и гайконарезного модели 2064.
Схема смазки и точки смазки токарно-винторезного станка модели 16К20 показаны на рис. 94. Смазку деталей шпиндельной бабки и коробки подач станка осуществляют от отдельного шестеренного насоса 5, а также разбрызгиванием масла вращающимися деталями. Насос засасывает масло из бака и подает его через сетчатый фильтр 7 и трубопроводы к подшипникам шпинделя и маслораспределителям, установленным в шпиндельной бабке и коробке подач. Из маслораспределителей масло самотеком по трубкам поступает к различным местам смазки (зубчатым колесам, дисковой фрикционной муфте, подшипникам), стекая на дно корпуса передней бабки и коробки подач. По трубопроводу, пройдя сетчатый фильтр 7′ с магнитным улавливателем, масло сливается в бак. За работой системы смазки следят по крыльчатке — указателю которая приводится во вращение потоком масла, поступающего из трубки.
Если крыльчатка остановилась, значит сетчатый фильтр засорен. В бак масло заливают через заливное отверстие 6 с сетчатым фильтром и магнитным улавливателем. Из бака масло сливается через отверстие 4 в дне бака, которое закрывают пробкой. За уровнем масла в баке следят по маслоуказателю 1.
Рис. 94. Схема смазки токарно-винторезного станка модели 16К20: а — схема; б — условные обозначения; 1 — маслоуказатель; 2 — кнопка плунжера смазки направляющих каретки, суппорта и опор ходового винта; 3 — точки для смазки вручную; 4 — слив масла; 5 — насос; 6 — отверстие для заливки; 7 — фильтр. Цифрами со штрихами обозначены аналогичные устройства в разных механизмах станка
Смазку деталей фартука осуществляют от плунжерного насоса 5′, приводимого в действие эксцентриком, установленным на одном из валов механизма фартука. Кроме того, масло разбрызгивается вращающимися деталями фартука. Масло от насоса подается к маслораспределителю, а затем самотеком поступает к трущимся деталям и сливается на дно корпуса фартука. Заливают и сливают масло через отверстия 6′ и 4′. Уровень масла в корпусе устанавливают по маслоуказателю 1″.
Смазка направляющих каретки, поперечного суппорта и расположенных в фартуке опор ходового винта происходят от насоса фартука, но для этого надо нажать на кнопку плунжера 2, который, перемещаясь влево, открывает канал для поступления масла к точкам смазки. Возврат плунжера в исходное положение и перекрытие масляного канала осуществляется пружиной. Кнопку плунжера в левом положении удерживают до появления смазки на направляющих.
Для направляющих задней бабки и опор ходового винта и ходового валика в станке использована фитильная смазка. Масло заливают в соответствующие масленки (3″ и 6″) и с помощью фитиля непрерывно подают к трущимся поверхностям.
Сменные зубчатые колеса гитары подач смазывают вручную консистентной смазкой. Вручную с помощью масленки смазывают продольные направляющие станины, ходовой винт, ходовой валик, поперечный винт суппорта и ось разцедержателя.
Токарный станок 16К20
Вы здесь
Последние публикации
Оглавление
Токарный станок модели 16К20 является типичным и наиболее распространенным представителем класса токарно-винторезных станков.
Станки этого класса — универсальные станки токарной группы и предназначены для обработки деталей типа дисков, валов, втулок и обеспечивают обработку точением внутренних и наружных цилиндрических, конических, торцевых, фасонных поверхностей, прорезку канавок и отрезку, сверление, зенкерование и развертывание отверстий, нарезание различных типов наружных и внутренних резьб резцами, метчиками и плашками, а также накатывание рифленых поверхностей, выглаживание и раскатку поверхностей. Станки такого типа применяются в основном в единичном и мелкосерийном, а также в ремонтном производстве. Масса станка,которая измеряется весами bestves.com.ua, составляет 1826 кг .
Устройство и органы управления токарного станка 16К20
Характерными размерами станков токарной группы являются наибольший диаметр обработки над станиной(характеризует наибольший диаметр заготовки обрабатываемой на станке) и расстояние между центрами характеризует наибольшую длину обрабатываемой заготовки).
- ручка установки подачи и шага резьбы;
- ручка установки подачи и типа нарезаемой резьбы;
- установка частоты вращения шпинделя;
- установка основного или крупного шага резьбы;
- автоматический выключатель;
- сигнальная лампа;
- выключение насоса подачи СОЖ;
- указатель нагрузки станка;
- установка направления резьбы (левое, правое);
- установка ряда чисел оборотов шпинделя;
- управление фрикционной муфтой главного привода;
- лампа местного освещения;
- закрепление и поворот резцовой головки;
- ручное перемещение резцовых салазок;
- крепление пиноли задней бабки станка;
- маховик перемещения пиноли задней бабки;
- управление фрикционной муфтой главного привода;
- включение и выключение гайки ходового винта;
- управление перемещениями каретки и поперечных салазок суппорта;
- включение и выключение электродвигателя;
- ручное перемещение салазок суппорта;
- маховик ручного перемещения каретки;
- смазка направляющих каретки и поперечных салазок суппорта;
- установка подачи и шага резьбы и отключения коробки подач при нарезании резьбы напрямую;
- зажим пиноли задней бабки;
- станина станка;
- шпиндельная бабка;
- задняя бабка;
- суппорт;
- резцовая головка;
- фартук;
- коробка подач;
- коробка передач.
Кинематическая схема токарного станка 16к20
Электрическая схема токарного станка 16к20
Основание — чугунная отливка прямоугольной формы. В основании расположены приводной электродвигатель, агрегат гидростатики и охлаждения.
Станина — деталь, на которой установлены основные узлы станка. В верхней части станина имеет направляющие, по которым перемещаются суппорт и задняя бабка станка.
Передняя бабка токарного станка 16к20
В передней бабке собраны коробка скоростей и шпиндельный узел. Шпиндель передает заготовке вращающий момент посредством приспособлений. Для установки и центрирования приспособлений служат фланец , коническая шейка — для установки патронов, а также коническое отверстие – для установки центров. В токарных станках это отверстие выполняют по конусу Морзе. Передние концы шпинделей стандартизованы (для токарных станков с фланцевыми передними концами шпинделей ГОСТ 12593-81).
Гитара служит для настройки цепи подач с помощью подбора сменных зубчатых колес на нарезание метрической , дюймовой , модульной , питчевой резьб, а также для настройки на шаг (ход) резьбы при нарезании нестандартных резьб. В двухпарных гитарах расстояние L между валом I; валом II является постоянным. На валу II свободно установлен приклон , который крепится к стенке шпиндельной бабки с помощью болта .
Фартук токарного станка 16к20
Фартук — механизм для преобразования вращения ходового винта или ходового вала в поступательное перемещение суппорта. Суппорт получает поступательное перемещение от ходового винта посредством разъемной гайки, от ходового вала — через ряд зубчатых передач посредством зубчато-реечной передачи.
Суппорт токарно-винторезного станка 16к20
Суппорт — служит для установки режущего инструмента и сообщения ему движения подачи. Суппорт состоит (рис.4) из каретки продольного перемещения 4, поперечных салазок 5, по воротной части 6, резцовой каретки 7 с резцедержателем 8. Резцовая каретка может устанавливаться под углом к оси центров станка для обработки конических поверхностей.
Задняя бабка токарного станка 16к20
В коническом отверстии пиноли задней бабки могут устанавливаться неподвижные и вращающиеся центра, для поддержки заднего конца заготовок, а также осевой инструмент для обработки центральных отверстий.
Задняя бабка перемещается по направляющим станины вручную, в требуемом положении закрепляется при повороте рукоятки. Пиноль перемещается при вращении маховичка,в требуемом положении закрепляется поворотом рукоятки.
Ремонт токарного станка 16К20
Токарно-винторезный станок 16К20 и его аналоги — один из самых распространенных видов металлорежущего оборудования на постсоветском пространстве. Он начал выпускаться почти пятьдесят лет назад (в 1971 году) и до сих пор применяется на разных производствах: от небольших мастерских до крупных промышленных предприятий. 16К20 имеет множество модификаций и аналогов, которые выпускаются не только в бывших союзных республиках, но и на нескольких станкостроительных заводах Китая и Болгарии.
Ремонт этих токарных станков хорошо освоен на многих предприятиях, поскольку за многие годы компоновка и состав механизмов у 16К20 практически не изменились. Также остались неизменными порядок и состав ремонтных работ, хотя сейчас это оборудование ремонтируют не только традиционными методами, но и с применением современных технологий и материалов.
Возможные неисправности
При длительной эксплуатации токарного оборудования детали его механизмов теряют свои первоначальные качества, что приводит к изменению их формы, увеличению зазоров в местах сопряжений и ухудшению состояния поверхностей трения. Одна из главных причин возникновения таких неисправностей — это износ поверхностей трения отдельных деталей, который происходит в результате:
- воздействия силы трения;
- пластической деформации (смятия металла);
- усталости поверхностного слоя;
- химической коррозии.
Возможные неисправности основных элементов токарного станка:
- Корпусные детали. Трещины, сколы, износы отверстий, повреждение резьб, отклонение от прямолинейности плоскостей.
- Валы. Износ шеек, шпоночных пазов, центровых отверстий.
- Фланцы. Трещины и сколы в крепежных отверстиях. Износ поверхностей сопряжения.
- Шестерни и валы-шестерни. Износ зуба и радиальное биение зубчатого венца.
- Шпиндель. Износ шеек, переднего внутреннего конуса и шлицевого соединения.
- Ходовой винт. Износ резьбы и шеек.
- Валик ходовой. Износ шпоночного паза и шеек.
Устройство станка 16К20
На основании осмотра и контрольных замеров этих компонентов 16К20 определяется необходимость ремонта и проводится подготовка к ремонтно-восстановительным работам. Осмотр станка на предмет ремонта начинается со шкива, который на токарном станке 16К20 передает движение от главного двигателя к шпинделю. Перечень основных проблем, возникающих вследствие нарушений правил эксплуатации оборудования, приводится в разделе 16 «Руководства по эксплуатации. Здесь же указаны возможные причины и методы их устранения.
Виды ремонта
Ремонтные работы выполняются с целью поддержание эксплуатационных характеристик токарного оборудования и бывают двух видов: плановые и неплановые. Первые выполняются только на основании графиков планово-предупредительных ремонтов. Для 16К25 предусматривается четыре вида работ, включающие осмотр и три вида ремонтов:
- малый;
- средний;
- капитальный.
Согласно п. 17.2 «Руководства по эксплуатации» токарного станка 16К20, его межремонтный период (время работы до первого капремонта) при условии соблюдения эксплуатационных требований производителя составляет 10 лет при двухсменной работе. За этот период должно быть выполнено шесть плановых осмотров 16К20, четыре малых ремонта, один средний (в середине периода) и один капитальный (в конце периода).
Потребность в неплановых ремонтных работах обычно возникает при внезапном снижение допустимых параметров оборудования или выходе его строя. Такое обычно происходит при несоблюдении паспортных требований производителя по эксплуатации и обслуживанию токарного оборудования. На производственных предприятиях все виды работ проводят по графикам ППР квалифицированным персоналом специализированных ремонтных подразделений. На малых предприятиях ремонт токарного станка выполняют своими руками по мере возникновения проблем с его точностью и работоспособностью.
Малый ремонт
Этот вид ремонтных работ выполняется как по утвержденной номенклатуре, так и по результатам наблюдений за токарным оборудованием во время ежесменного и периодического технического обслуживания. Его цель — обеспечить работу токарного оборудования до следующего планового ремонта.
Согласно п. 17.3.3 «Руководства по эксплуатации» токарного станка 16К20 при малом ремонте обязательными для выполнения являются следующие виды работ:
- выявление неисправностей для устранения при последующих плановых ремонтных работах;
- замеры геометрии оборудования на паспортную точность;
- испытания на холостом ходу;
- испытания на шумность и температурные режимы;
- проверка точности и чистоты обработки.
Выполнение остальных работы из приведенного в Руководстве перечня выполняют только при необходимости в зависимости от состояния оборудования. По результатам малого ремонта составляется ведомость состояния деталей механизмов для включения в состав следующих по графику ППР работ.
Средний ремонт
В состав этого вида ремонтных мероприятий входят работы по списку рекомендаций малого ремонта, а также неполная разборка токарного 16К20, при которой выполняется восстановление работоспособности основных механизмов и агрегатов. Такой ремонт для токарно-винторезного станка 16К20 выполняют по перечню, который приводится в п. 17.3.4 «Руководства по эксплуатации».
При среднем ремонте обязательно проверяется точность до и после разборки токарного оборудования, проводится контроль жесткости шпинделя, а также делаются замеры износа поверхностей трения до и после их восстановления. Средний ремонт токарного станка выполняют в середине межремонтного периода. Его цель — восстановление ресурса токарного оборудования до такого уровня, чтобы станок смог проработать до капитального ремонта.
Капитальный ремонт
Согласно п. 17.3.2. «Руководства по эксплуатации» капитальный ремонт токарного станка 16К20 предваряется осмотром состояния станочного оборудования. Во время осмотра проверяют данные осмотров при предшествующих ремонтных работах, определяют перечни деталей на восстановления и замену, а также производят изготовление рабочих чертежей для заказа заменяемых деталей.
Капитальный ремонт станка 16К20
При капремонте перед полной разборкой выполнятся проверка точности 16К20 и степень изношенности поверхностей трения.
После полного демонтажа всех механизмов, выполняется очистка каждой деталей, после чего производится их осмотр и сверка с дефектной ведомостью. Капремонт предусматривает восстановление всех паспортных характеристик 16К20. Поэтому токарные станки после качественного капитального ремонта имеют такие же параметры, как и новое токарное оборудование, а их межремонтный период также составляет десять лет.
Скачать паспорт (инструкцию по эксплуатации) токарного станка 16К20
Ремонт основных узлов
Станина
Станина 16К20 — это литая конструкция с ребрами жесткости, на которой монтируются все остальные оборудование токарного станка. На верхней части станины расположены четыре продольные направляющие токарного станка: две плоские и две призматические. От состояния их поверхностей зависит точность позиционирования задней бабки и каретки суппорта, а также соосность передней и задней бабок. Состав и порядок выполнения работ регламентируется разделом 6.1 технического руководства «Ремонт токарно-винторезного станка 16К20».
Существует четыре способа механообработки, с помощью которых выполняют ремонт направляющих токарного станка:
- ручная шабровка;
- шлифовка с применением переносного шлифовального оборудования;
- шлифовка на плоскошлифовальном оборудовании;
- строгание на продольно-строгальном станке;
В общем случае, если износ составляет менее 15 мкм на 1000 мм, геометрию поверхности восстанавливают методом ручной шабровки. Если больше — с применением станочного оборудования или методом напыления.
Шабровка выполняется ручным слесарным инструментом, поэтому ее трудоемкость в несколько раз выше, чем при механизированной обработке.
Кроме того, этим способом можно обрабатывать только незакаленные поверхности. Шабрить станину токарного станка можно без демонтажа станины, поэтому наряду с ручной шлифовкой — это самый распространенный метод восстановления поверхностей направляющих.
Шлифовка направляющих с применением переносного шлифовального оборудования, устанавливаемого на станине, применяется в двух случаях: при невозможности доставки станины в ремонтный цех и в случае, если длина станины больше длины стола шлифовального оборудования. Самый эффективный способ восстановления направляющих станины — это обработка на шлифовальных и продольно-строгальных станках в ремонтных цехах или на специализированных предприятиях. Он обеспечивает самую высокую точность и гарантирует качество.
Станина для станка 16К20
Восстановление глубоких повреждений станины токарного станка производится путем напыления латуни или цинка, а также заливкой баббитом. После заполнения металлом вмятин и выбоин поверхность направляющей обрабатывают шлифовкой или шабровкой.
Каретка
В соответствии с разделом 6.2 Технического руководства ремонт каретки суппорта токарно-винторезного станка 16К20 включает две технологические операции:
- восстановление нижних направляющих, сопряженных с направляющими станины;
- восстановление поперечных направляющих, примыкающих к направляющим нижней части суппорта.
Перед началом работ каретку устанавливают на выставленную станину вместе с рейкой и коробкой подач. После этого на каретку монтируют прижимные планки, фартук, ходовой винт и ходовой вал, выставляют ее на точность, делают замеры и проверяют зацепление шестерни фартука с рейкой.
Каретка для станка 16К20
По результатам контрольных замеров определяют степень износа поверхностей направляющих и обрабатывают их ручным и механическими способами до достижения нормативных прямолинейности, плоскостности и параллельности. На финальной стадии точность прилегания к станине токарного станка обеспечивается обработкой шабером и шлифовальными устройствами.
Задняя бабка
Согласно разделу 6.7 Руководства в номенклатуру работ по ремонту задней бабки токарного станка 16К20 входят технологические операции, по восстановлению параметров следующих компонентов:
- поверхности корпуса, сопряженные с поверхностями плиты;
- поверхности плиты, примыкающие к корпусу и станине;
- отверстие под пиноль.
При восстановлении плоских поверхностей применяют шабровку и шлифовку, а при обработке пиноли — расточку.
Шлифовку плоских поверхностей направляющих выполняют на продольно-шлифовальном станке. Призматические поверхности доводятся до нормативного качества шабровкой. Расточка отверстия под пиноль производится двумя способами: на самом станке с помощью борштанги и с демонтажом на расточном станке.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Схема смазки станка 16к20
Кинематическая схема приведена для понимания связей и взаимодействия основных элементов станка. Самодвижение заключается в следующем, от двигателя происходит главное движение с помощью клиноременной передачи передается на вал, а с помощью валов и шестерен передается на шпиндель.
Рисунок 2. Кинематическая схема станок 16К20
Описание системы смазки
Правильная и регулярная смазка станка имеет большое значение для нормальной его эксплуатации и долговечности. Поэтому необходимо строго придерживаться ниже приведенных рекомендаций.
1. При подготовке станка к пуску в соответствии с картой смазки и схемой смазки заполнить резервуары смазкой и смазать указанные в карте механизмы.
2. Смазку производить смазочными материалами, указанными в карте смазки, или их заменителями, приведенными в перечне рекомендуемых смазочных материалов
Таблица 2. Карта смазки
Марка смазочного материала
Периодичность смазки или замены масла
Номер смазываемой точки по схеме смазки
Количество заливаемого масла, л (англ. галлон
Шпиндельная бабка и коробка подач
1 раз в 6 месяцев
Замена масла при плановых осмотрах и ремонтах
Каретка и поперечные салазки суппорта
Полуавтоматическая от насоса фартука
Из резервуара фартука
Задние опоры ходового винта и ходового вала
Резцовые салазки суппорта и опоры винта привода поперечных салазок
Солидол синтетический УСс2
0,1 кг (0,22 англ. фунта)
В станке применена автоматическая централизованная система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.
Шестеренный насос 12 (рис. 2), приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара 18 и падает его через сетчатый фильтр 11 к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные лотки. Примерно через минуту после включения электродвигателя начинает вращаться диск маслоуказателя 1. Его постоянное вращение свидетельствует о нормальной работе системы смазки. Из шпиндельной бабки и коробки подач масло через сетчатый фильтр 13 с магнитным вкладышем сливается в резервуар 18. В процессе работы необходимо следить за вращением диска маслоуказателя 1. При его остановке необходимо тут же выключить станок и очистить фильтр 11. Для этого его надо вынуть из корпуса резервуара 18, предварительно отсоединив трубы, отвернуть гайку, расположенную в нижней части, и снять фильтрующие сетчатые элементы в пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полного очищения. Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, так как это может привести к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар и подсоединить трубы.
В новом станке целесообразно в течении первых двух недель чистить фильтр 11 не реже двух раз в неделю, а затем — раз в месяц.
Для очистки фильтра 13 с магнитным вкладышем его нужно удалить из резервуара 18, снять крышку, вынуть из стакана магнитный вкладыш и промыть в керосине все поверхности. Фильтр 13 нужно чистить один раз в месяц.
Ежедневно перед началом работы нужно проверять по указателю 16 уровень масла в резервуаре и при необходимости доливать его через отверстие 17 в сливной магистрали. При замене масла слив из резервуара 18 осуществляется через пробку 19. Перед тем как заполнить резервуар маслом, его надо очистить и промыть керосином.
Смазка механизма фартука также автоматическая, но осуществляется от индивидуального плунжерного насоса 9. Масло заливается в корпус через отверстие 10, закрываемое пробкой, а сливается через отверстие 8. Уровень масла контролируется по маслоуказателю 7.
Смазку направляющих каретки и поперечных салазок производят в начале и в середине смены, до появления масляной пленки на направляющих. При винторезных работах смазка направляющих, а также опорных втулок ходового винт, размещенных в фартуке, производится поочередно перемещая на быстром ходу каретку и поперечные салазки посредством включения рукоятки 20 и кнопки 21 (рис. 9) при нажатой кнопке2 (рис. 3), при выключенной посредством рукоятки 15 (рис. 9) маточной гайке.
Смазка опор ходового вала и ходового винта и задней бабки осуществляется фитилями из резервуаров, в которые масло заливается через отверстия 5 и 6, закрываемые колпачками. Причем резервуар задней бабки заполняется до вытекания масла через отверстие 4.
Сменные шестерни и ось промежуточной сменной шестерни (точки 15) смазываются вручную консистентной смазкой.
Остальные точки смазываются вручную при помощи масленки, поставляемой со станком.
Таблица 3. Перечень рекомендуемых смазочных материалов
Страна и основная фирма — поставщик смазочных материалов
Длительно сохранить первоначальную точность станка, предотвратить преждевременный износ или даже поломку его деталей можно, соблюдая правила по уходу и обслуживанию станка: 1) своевременная смазка и регулировка узлов станка; 2) работа с рациональными режимами резания и исправным инструментом; 3) надежное закрепление инструмента, приспособления и заготовки на станке; 4) проверка исправности блокирующих устройств; 5) соблюдение норм техники безопасности при работе на станке и др.
Смазка узлов станка
Исправная работа системы смазки повышает долговечность станка и его отдельных узлов, уменьшая потери на трение и снижая нагрев и износ трущихся деталей.
Смазку подбирают в зависимости от условий работы узлов. Смазкой служат индустриальные масла марок 12, 20, 30, 45, 50, цилиндрическое легкое 11 и марок Л и Т, консистентные смазки.
Смазка станка осуществляется различным образом, например, вручную, разбрызгиванием, от отдельного гидронасоса, с помощью разнообразных масленок. Обычно в станке сочетаются несколько способов смазки.
Рассмотрим смазку токарно-винторезного станка модели 16К20, резьбофрезерного модели 5Б63Г и гайконарезного модели 2064.
Схема смазки и точки смазки токарно-винторезного станка модели 16К20 показаны на рис. 94. Смазку деталей шпиндельной бабки и коробки подач станка осуществляют от отдельного шестеренного насоса 5, а также разбрызгиванием масла вращающимися деталями. Насос засасывает масло из бака и подает его через сетчатый фильтр 7 и трубопроводы к подшипникам шпинделя и маслораспределителям, установленным в шпиндельной бабке и коробке подач. Из маслораспределителей масло самотеком по трубкам поступает к различным местам смазки (зубчатым колесам, дисковой фрикционной муфте, подшипникам), стекая на дно корпуса передней бабки и коробки подач. По трубопроводу, пройдя сетчатый фильтр 7′ с магнитным улавливателем, масло сливается в бак. За работой системы смазки следят по крыльчатке — указателю которая приводится во вращение потоком масла, поступающего из трубки.
Если крыльчатка остановилась, значит сетчатый фильтр засорен. В бак масло заливают через заливное отверстие 6 с сетчатым фильтром и магнитным улавливателем. Из бака масло сливается через отверстие 4 в дне бака, которое закрывают пробкой. За уровнем масла в баке следят по маслоуказателю 1.
Рис. 94. Схема смазки токарно-винторезного станка модели 16К20: а — схема; б — условные обозначения; 1 — маслоуказатель; 2 — кнопка плунжера смазки направляющих каретки, суппорта и опор ходового винта; 3 — точки для смазки вручную; 4 — слив масла; 5 — насос; 6 — отверстие для заливки; 7 — фильтр. Цифрами со штрихами обозначены аналогичные устройства в разных механизмах станка
Смазку деталей фартука осуществляют от плунжерного насоса 5′, приводимого в действие эксцентриком, установленным на одном из валов механизма фартука. Кроме того, масло разбрызгивается вращающимися деталями фартука. Масло от насоса подается к маслораспределителю, а затем самотеком поступает к трущимся деталям и сливается на дно корпуса фартука. Заливают и сливают масло через отверстия 6′ и 4′. Уровень масла в корпусе устанавливают по маслоуказателю 1″.
Смазка направляющих каретки, поперечного суппорта и расположенных в фартуке опор ходового винта происходят от насоса фартука, но для этого надо нажать на кнопку плунжера 2, который, перемещаясь влево, открывает канал для поступления масла к точкам смазки. Возврат плунжера в исходное положение и перекрытие масляного канала осуществляется пружиной. Кнопку плунжера в левом положении удерживают до появления смазки на направляющих.
Для направляющих задней бабки и опор ходового винта и ходового валика в станке использована фитильная смазка. Масло заливают в соответствующие масленки (3″ и 6″) и с помощью фитиля непрерывно подают к трущимся поверхностям.
Сменные зубчатые колеса гитары подач смазывают вручную консистентной смазкой. Вручную с помощью масленки смазывают продольные направляющие станины, ходовой винт, ходовой валик, поперечный винт суппорта и ось разцедержателя.
Схема смазки токарно-винторезного станка модели 16К20. Правильная и регулярная смазка станка имеет большое значение для нормальной его эксплуатации и долговечности. Поэтому необходимо строго придерживаться ниже приведенных рекомендаций. При подготовке станка к пуску необходимо промыть сетку фильтра в керосине, затем в соответствии с «Картой смазки» и схемой смазки заполнить резервуары смазкой и смазать указанные в карте механизмы. Смазку производить смазочными материалами, указанными в карте смазки, или их заменителями, приведенными в «Перечне рекомендуемых смазочных материалов».
Перечень смазки узлов станка:
— шпиндельная бабка и коробка подач;
— фартук;
— каретка и поперечные салазки суппорта;
— задние опоры ходового винта и ходового вала;
— резцовые салазки суппорта и опоры винта привода поперечных салазок;
— задняя бабка;
— сменные шестерни;
— резцедержатель;
Описание системы смазки. В станке применена автоматическая централизованная система смазки шпиндельной бабки и коробки подач. Шестеренный насос, приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара и подает его через сетчатый фильтр к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные лотки. Примерно через минуту после включения электродвигателя начинает вращаться диск маслоуказателя на шпиндельной бабке. Его постоянное вращение свидетельствует о нормальной работе системы смазки. Из шпиндельной бабки и коробки подач масло через заливной сетчатый фильтр с магнитным вкладышем сливается в резервуар.
В процессе работы необходимо следить за вращением диска маслоуказателя на шпиндельной бабке. При его остановке необходимо тут же выключить станок и очистить сетчатый фильтр. Для этого его надо вынуть из корпуса резервуара, предварительно отсоединив трубы, отвернуть гайку, расположенную в нижней части, снять фильтрующие сетчатые элементы в пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полной очистки. Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, так как это может привести к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар и подсоединить трубы. В новом станке целесообразно в течение первых двух недель чистить сетчатый фильтр не реже двух раз в неделю, а затем раз в месяц.