60 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструкция по применению страховочной привязи

Страховочные привязи для работы на высоте — устройство, выбор, правильное использование

Очень часто при проведении строительных или ремонтных работ как внутри, так и вне помещений требуется нахождение работника на высоте или на определенной глубине (в колодцах или шахтах).

  • В таких случаях работа, согласно существующим нормативным актам, считается высотной если проводится более чем 180 см над поверхностью.
  • Если высота меньше 180 см , но работник находится над механизмами, водой или чем-то другим, могущим нанести ему вред при падении — то и эта работа считается высотной.

При проведении высотных работ согласно утвержденным правилам обязательным является использование систем обеспечивающих защиту работника от падения или неблагоприятных последствий приостановки падения. Эти системы делятся на 3 вида:

  1. Позиционирующие
  2. Удерживающие
  3. Страхующие

Первые два вида из перечисленных, не допускают падение с высоты работающего человека. А третий вид систем безопасности позволяет сделать случившиеся падение более безопасным, минимизировать травмы или же вовсе не допустить их возникновение.

Страхующие системы используются при проведении работ, требующих значительной подвижности, перемещения рабочего по большим площадям. Эти системы выполняют свою функцию благодаря устройству амортизации. Оно бывает двух типов:

  • ползунковое (как для жесткой, так и для гибкой линии анкеров);
  • самовтягивающееся .

В реальной практике описанные системы безопасности воплощены в виде монтажного пояса и страховочной привязи (СП). Первый проще по своему устройству, сейчас считается вспомогательным устройством, не являющимся полноценным аналогом привязи.

Страховочная привязь — что это?

Согласно правилом безопасности, утвержденным приказом Минтруда России, страховочная привязь (СП), иначе называемая лямочным страховочным поясом для высотных работ, это обязательное СИЗ при работах на высоте.

  • СИЗ — средства индивидуальной защиты

По своему устройству можно утверждать, что страховочные привязи для работы на высоте — развитие монтажного пояса. Но СП избавлена от ряда важных недостатков. Например, от неизбежных травм позвоночника при резком рывке во время падения.

Конструктивно страховочные привязи для работы на высоте представляет собой систему гибких и прочных лент, обхватывающих плечи пояс и ноги человека.

Между собой эти ленты соединяются прочными регулируемыми пряжками. На спине, боках, в местах пересечения лент, устроены особые анкерные точки с металлическими кольцами. К ним крепится страховочный фал, собственно удерживающий от падения, или же замедляющий его.

Требования

Требования, предъявляемые к страховочным привязям для работы на высоте подробно излагаются в ГОСТах «РЕН 361-2008» и «РЕН 358-2008». В этих документах излагаются как общетехнические требования, так и сроки, методы проверки прочности СП. Кратко все изложенное в этих документах сводится к семи пунктам:

1. Используемые материалы (ткань лент, материал нитей, пряжек) должны быть совместимы.

2. Цвет нитей, лент должен быть выделяющимся на фоне рабочих поверхностей, контрастировать друг с другом. Это нужно для легкой идентификации работающего на высоте человека с одной стороны, для контроля качества соединения самих лент с другой стороны (в том смысле, что легко будут видны обрывы, потертости или размочаливания нитей).

3. В конструкции СП должна быть возможность подгонки к конкретному человеку. Это с одной стороны гарантирует невозможность выпадения тела человека из системы, а с другой — отсутствие у него травм при падении.

  • Во время примерки, подгонки СП концы лент должны выступать из пряжек не менее, чем на 10-15 см. Если это не так, то данный комплект использовать нельзя.

4. Страховочные привязи для работы на высоте обязательно предполагают крепление особыми лямками в области плеч, ног человека. Кроме этого на поясе есть особый широкий кушак, снимающий как статическую, так и динамическую нагрузку на позвоночник.

  • Не нужно путать СП с монтажным поясом. Оба эти устройства имеют пояс с кушаком, но СП более продвинут и обеспечивает как большую безопасность, так и удобство в работе, в том числе связанной с активным перемещением на высоте. Монтажный пояс этого дать не может.

5. Фиксирующие ленты элементы (пряжки и застежки) должны полностью исключать ослабление или саморасстегивание.

6. Ленты несущие основную нагрузку не должны быть уже 4 см , а вспомогательные — уже 2 см . Это требование объясняется тем, что более узкие ленты могут при рывке серьезно травмировать конечности человека.

7. СП должна быть способна выдержать вес многократно превышающий вес работника, но сама должна быть легка и не громоздка.

  • Противоречивое требование к СП — высокая прочность с одновременной легкостью объясняет то, что наиболее распространенным материалом для СП является такое синтетическое волокно как полиамид.

Стандартная конфигурация

Конструктивно любая модель СП состоит из четырех частей:

  1. Пояс со встроенным кушаком (он снимает нагрузку с поясницы и защищает при рывках).
  2. Спинные соединительные тяги.
  3. Плечевые крепления (в виде ленточных петель, куда продеваются предплечья).
  4. Ножные крепления (аналогично плечевым, с той лишь разницей, что продеваются ноги).
  • К поясу может крепиться особая мягкая седушка. Ее использование делает возможными длительные работы на высоте.

К поясу с правого и левого бока, а также на спине в месте пересечения спинных тяг пришиты кольца из металла для крепления карабинов страховочного фала. Последний может быть как в виде ленты из того же полиамида, либо же из гибкого металлического троса. Иногда он соединяется с устройством амортизации (ползунковым или самозатягивающимся).

Испытание страховочных привязей

СП перед каждым использованием должны тщательно осматриваться, а работа крепежей, застежек и пряжек — проверяться. В случае обнаружения потертостей, надрезов, оборванных нитей или непрочной фиксации, такая СП не допускается к эксплуатации.

Вообще же время плановые испытания и проверка страховочных привязей для работы на высоте регламентируются назваными ранее ГОСТами. В них приводится инструкция, которая прописывает порядок утилизации негодных страховочных привязей для работы на высоте. Все они должны обязательно уничтожаться. Так как в противном случае не исключено их случайное применение.

К каждой СП прилагается инструкция. В ней содержатся рекомендованные условия хранения и эксплуатации СП. В общих чертах, не зависимо от конкретной модели, все эти правила можно свести к следующим пунктам:

  • Хранение в сухих помещениях.
  • Защита СП от огня или едких химикатов.
  • Мытье от загрязнений теплой водой и естественная сушка.
  • Использование только в течении положенного срока. По истечении его — обязательная утилизация независимо от состояния СП.

Как выбрать страховочную привязь

Выбирая СП нужно руководствоваться следующими факторами:

  • Назначение — будут ли вестись работы с использованием открытого огня, если да, то материал для СП должен быть сертифицирован на не горючесть.
  • Частота использования — предполагается ли длительное использование или кратковременное. В первом случае нужно выбирать модели с интегрированной седушкой и дополнительными петлями для фиксации инструмента или расходных материалов. Это позволит сделать труд на высоте более качественным и быстрым.
  • Место проведения работ — на какой высоте и в помещении или же на открытом воздухе. От этого зависит длина страховочного фала, наличие дополнительных лямок для вспомогательного инструмента и дополнительных амортизаторов.
  • Бюджет — стоимость СП при наличии у всех моделей сертификатов безопасности и качества колеблется от 5 до 25 тысяч рублей. В каждом конкретном случае все зависит от комплектации и дополнительных функций (например не горючесть или интегрированное сиденье).

Хорошо взвесив каждый из четырех факторов и нужно принимать решение о покупке определенной модели СП. Но, в любом случае, она должна быть сертифицирована, так как сохранение здоровья и жизни работника всегда на первом месте.

Страховочная привязь. Правильная работа на высоте

Высотные работы – это определённый риск, а потому при их выполнении предъявляются специальные требования не только к профессионализму и опыту участвующего специалиста, но и к тому страховочному инструментарию, которым он непременно должен быть обеспечен. Страховочные системы в зависимости от степени сложности выполняемых работ могут быть различной конфигурации и одна из них — страховочная привязь.

Что такое страховочная привязь?

Необходимая для полного обеспечения безопасности даже высококвалифицированных специалистов-высотников страховочная привязь является индивидуальным элементом страховки. Надёжный охват тела и фиксация человека при возможном падении обеспечиваются за счёт прочных строп, регулируемых по объёму ремней и надёжных фиксаторов-пряжек. Ножные и плечевые лямки плотно фиксируют тело человека и не позволяют ему выскользнуть из страховочной системы, в каком бы положении он ни оказался. Однако следует помнить: страховочная привязь не является абсолютным гарантом безопасности человека – методы защиты человеческой жизни и здоровья должны использоваться комплексно, требования безопасности соблюдаться неукоснительно, квалификация специалиста соответствовать высокому уровню.

Страховочная привязь может быть использована не только для профессиональных высотных работ любого рода (монтажа, пожаротушения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.), но и для туристических походов, скалолазания и альпинизма. Основной функцией страховочной экипировки является как предотвращение несанкционированного спуска, так и остановка падения человека с высоты.

Требования к страховочной привязи

Напомним, что к высотным относятся любого рода работы, производимые на высоте свыше двух метров – строительные и верхолазные без опоры (на высоте свыше пяти метров), монтажные и кровельные работы, спуск-подъём и т.д. К числу обязательных требований, предъявляемых к индивидуальной страховочной привязи, относятся:

  1. Технические требования, регламентируемые стандартами ГОСТ Р ЕН 361-2008: состав одно- или многоволоконных синтетических материалов, их прочность на разрыв, совместимость тканой ленты и швейных нитей с тканью строп и ремней.
  2. Для визуального контроля целостности обеспечивающие соединение тканые ленты и швейные нитки выполняются в контрасте к базовому цвету лямок.
  3. Страховочная привязь – это конструкция с обязательным наличием лямок в тазобедренной и плечевой областях (не следует путать с монтажным поясом, который подобных конструктивных элементов не имеет).
  4. Страховочная привязь должна иметь возможность регулирования лямок по объёму тела – только правильная и плотная фиксация системы на теле предотвратит серьёзное травмирование в случае возникновения нештатной ситуации.
  5. Фиксация лямок должна быть абсолютно надёжной с исключением возможности произвольного ослабления.
  6. Ширина базовых лямок должна быть не менее 4 см, а вспомогательных – не менее 2 см: это исключит врезание лямок в мышечные ткани в случае резкой остановки при высотном падении.
  7. Привязь должна выполняться из материала, способного выдержать вес, значительно больший, чем вес человека, при этом сама конструкция не должна быть тяжёлой – нередко в качестве такого материала используется полиамид.
  8. Удобство и простота использования привязи, правильно подогнанный размер позволит человеку легко подготовиться к выполнению работы и сориентироваться при необходимости в сложной ситуации.

Только точное исполнение этих требований сможет обеспечить качественную, оптимальную по время- и трудозатратам работу, а, возможно, и спасти человеческую жизнь.

Стандартная конфигурация страховочной привязи

Независимо от конкретной модели страховочная привязь состоит из следующих базовых элементов и узлов:

  • плечевые лямки, расположенные на оптимальном друг от друга расстоянии во избежание травмирования шеи;
  • ножные лямки (обхваты) с эластичными комфортными накладками;
  • задние тяги для соединения плечевых и ножных лямок;
  • лямочный предохранительный пояс-кушак, дающий дополнительную поддержку спине и уменьшающий утомляемость человека;
  • текстильно-синтетические петли для карабинов и снаряжения;
  • несколько самоблокирующихся пряжек, не допускающих произвольного расстёгивания и ослабления ремней и лямок при эксплуатации – для регулирования плечевых и ножных лямок по длине, высоты спинной точки, объёма пояса.
Читать еще:  Схема контура заземления здания

Привязи различаются по своему предназначению: они могут страховать человека при неожиданном падении, предотвращать его падение, существуют и сидячие конструкции для выполнения длительных работ на высоте. В любом случае, конструкция страховочной привязи направлена на правильное и безопасное положение человека в рабочем пространстве при любых обстоятельствах. Цена конкретной модели определяется конфигурацией страховочной привязи, её функционалом и материалами исполнения.

Испытание страховочных привязей

Какого бы уровня профессионализма ни был человек, использующий страховочную систему, перед непосредственным применением страховочной привязи следует изучить инструкцию от производителя, произвести тщательный осмотр снаряжения, проверить характеристики, провести практические испытания.

Периодичность плановой проверки страховочной привязи регламентируется требованиями ГОСТ, перед каждым использованием она должна проходить визуальный осмотр. При наличии повреждённых участков, несовместимости узлов и элементов конструкции, потенциальной возможности саморазблокировки любой из пряжек эксплуатация страховочной привязи запрещена.

К каждой единице страховочного изделия обязательно прилагается инструкция, определяющая порядок подготовки, проверки и использования привязи. Общие правила таковы:

  1. Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела.
  2. Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок.
  3. Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу.
  4. Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами.

Хранение страховочной экипировки осуществляется в сухих, защищённых от попадания прямых солнечных лучей помещениях с неагрессивным по составу и без явных пылевых загрязнений воздухом. При хранении следует исключить нахождение привязей вблизи отопительных приборов, горючих и химически агрессивных веществ (бензина, керосина, кислот и т.д.), способных привести к изменению свойств и характеристик материалов снаряжения. Допускается только естественная сушка очищенных от загрязнений изделий. После завершения гарантийного срока изделие выводится из эксплуатации и уничтожается, чтобы сторонние лица не могли ею случайно воспользоваться.

Как выбрать страховочную привязь?

В своём выборе страховочной системы важно ориентироваться на следующие моменты:

  1. Вид активности или работ, для которых приобретается привязь, – от любительского и профессионального горного туризма до альпинизма, скалолазания, строительных и промышленных работ.
  2. Профессиональное альпинистское снаряжение маркируется UIAA или EN, промышленные образцы соответствуют всем требованиям ГОСТ.
  3. Спортивная страховочная привязь выпускается и в детской размерной линейке, кроме того некоторые модели создаются специально для зальных тренировок – обычно они обладают меньшим запасом прочности.
  4. С размером поможет определиться простое правило: полностью застёгнутые пряжки должны оставлять не менее 10 см свободной стропы.

При выборе страховочной привязи важно учитывать не только ряд вполне конкретных критериев, но и индивидуальные ощущения человека, который будет работать в данной экипировке – при необходимости выполнения длительной по времени работы удобство и комфорт просто необходимы.

Инструкция по применению страховочной привязи

Прогресс

606100 РФ, Нижегородская область, г. Павлово, ул. Шутова, д.2.

Тел.: +7 (831) 280-99-49

АГ93

ПАСПОРТ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Общие сведения.

Страховочные системы являются средствами индивидуальной защиты от падения с высоты и предназначены для снижения вероятности травмирования в случае падения рабочего при выполнении работ на высоте.

Применяется при выполнении монтажных, строительных, восстановительных, спасательных и других видах работ на высоте. Эксплуатация в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -40?С до +50?С.

2. Компоненты страховочной системы:

Страховочная привязь – состоит из наплечных и набедренных лямок, а также может включать в себя поясной ремень, для позиционирования.

УС 2 Ж – Страховочно-удерживающая привязь (рис. 1)

УС 2 Ж4 – Страховочно-удерживающая привязь (рис. 2)

СП 1 – Страховочная привязь (рис. 1), но без поясного ремня

СП 2 – Страховочная привязь (рис. 2), но без поясного ремня

Страховочный строп – фал из ленты, каната или цепи с одним или двумя карабинами, оснащенный амортизатором.

Компоненты могут быть соединены между собой неразъемными элементами крепления или при помощи соединительных карабинов.

Страховочная привязь может комплектоваться стропами, с амортизатором, образуя страховочную систему:

аА – строп из полиамидной ленты, с амортизатором

аБ – строп из металлического троса в оболочке, с амортизатором

аВ – строп из полиамидного каната, амортизатором

аГ – строп из металлической цепи, амортизатором

Основные технические характеристики:

Масса системы, кг

Длина нерегулируемого стропа, включая соед. элементы, м

Длина регулируемого стропа, включая соед. элементы, м, не более

Длина двойного стропа, м

Величина обхвата талии, обеспечиваемая ремнем, мм

Статическая разрывная нагрузка, кН (кгс), не менее

1 – наплечная лямка

2 — пряжка ремня

3 — ремень

4 – D-кольцо (элемент крепления)

5 – набедренная лямка

6 – карабин

7 — фал стропа

8 – амортизатор

9 – кушак

1 — наплечная лямка

2— пряжка

3— D-кольцо (элемент крепления)

4 — нагрудный элемент крепления

5 — кушак

6 — ремень

7 – набедрен. лямка

Как правильно одеть страховочную привязь (систему)

1. Чтобы одеть привязь (систему) с наплечными и набедренными лямками, нужно расправить ленты, взять привязь (систему) за заднее D-кольцо, затем перехватить чуть выше (за наплечные лямки). Затем расстегните пояс и пропустите ноги в набедренные обхваты, потом проденьте руки в наплечные обхваты, застегните пояс и подтяните наплечные и набедренные лямки.

2. На одетой привязи (системе) отрегулируйте длину лент таким образом, чтобы ремни и лямки плотно прилегали к телу, сначала пояс, потом набедренные и наплечные лямки. Проверьте правильно ли застегнуты пряжки (см.рис.3 с начала прямой, затем обратный ход, остаток свободного конца не должен превышать 5 см).

Правильное соединение стропа с амортизатором к страховочной привязи

Строп с амортизатором присоединяется к элементам страховочной привязи за заднее D-кольцо

1. За D-кольцо винтовым карабином (класс Q) Кс ;

2. За передний элемент крепления, путем продевания карабина через две петли привязи .

Для этого раскройте карабин, присоедините строп к привязи и закройте карабин.

Требования при использовании систем

При использовании страховочной системы необходимо, чтобы анкерная точка крепления стропа находилась выше пользователя и имела прочность не менее 15 кН или 1500 кгс (Анкерная точка должна соответствовать стандарту EN 795). Под пользователем должно находиться не мене 6 м свободного пространства. Строп крепиться таким образом, чтобы свободное падение составляло не более 0,5 м.

Допуск к работе

К высотным работам не допускаются лица находящиеся под наркотическим, алкогольным опьянением или под действием сильнодействующих медицинских препаратов, а также лица не прошедшие медицинское освидетельствование.

Применять страховочную систему могут только лица: достигшие 18 лет; прошедшие обучение и инструктаж по технике безопасности, и получившие допуск к самостоятельной работе.

На месте проводимых высотных работ должен находиться план эвакуации на случай экстренных ситуаций.

Ограничение применимое к материалам, опасность, которая может повлиять на работоспособность системы

Соблюдать меры предосторожности, которые могут повлиять на работу системы или привязи, например, режущие, абразивные или климатические воздействия, электропроводность, химические реактивы, маятниковые падения, ультрафиолетовое излучение, острые кромки.

Запрещается:

использовать страховочную систему для удержания и позиционирования. Для этого необходимо применять удерживающую систему;

— использовать стропы из полиамидного каната и ленты для работ связанных с огнем, а также проводить и обводить эти стропы по острым краям или вокруг них;

— внесение изменений, дополнений в конструкцию системы или привязи, без предварительного письменного разрешения производителя. Любой ремонт должен выполняться только в соответствии с процедурами производителя;

— использовать систему, если она была задействована для останова падения;

— производить закрепление карабином непосредственно за фал стропа путем обхвата им опоры;

— хранение изделий с термовыделяющими приборами, кислотами, щелочами, маслами, бензином, растворителями;

— использовать систему или привязь вне пределах применимых к ним ограничений или не в соответствии с их прямым назначением.

Транспортировка и хранение

Транспортировка осуществляется в соответствии с правилами перевозок, действующими на транспорте, в условиях исключающими намокание или воздействия агрессивных сред и материалов. Хранить привязь, систему следует в сухом помещении (влажность не более 70%) в подвешенном состоянии или разложенном на полке. Помещение должно быть защищено от прямого попадания солнечных лучей. Перед хранением изделия должны быть просушены, а их металлические детали протерты.

Гарантийные обязательства

Гарантийный срок хранения и эксплуатации — два года со дня изготовления. Срок службы – пять лет.

Изготовитель обязуется в течении гарантийного срока заменять и ремонтировать вышедшую из строя привязь, систему при условии соблюдения правил хранения и эксплуатации.

Гарантия не распространяется на механические повреждения, естественный износ, изменение или переделка конструкции, неправильное хранение, использование не по назначению, плохой уход.

Изготовитель не несет ответственности за последствия прямого, косвенного или другого ущерба наступившего вследствие не правильного использования своей продукции.

Предэксплуатационная проверка

Перед началом работы выполняется предэксплуатационная проверка оборудования с целью получения гарантии того, что перед началом эксплуатации оно находиться в рабочем состоянии. Производится тщательная визуальная проверка следующего:

— наличие отметки о проведении эксплуатационных испытаний;

— металлических деталей на предмет коррозии, ржавчины, деформации, трещин;

— лента проверяется на отсутствие надрывов, масленых пятен, прожогов и других дефектов, снижающих прочность;

— проверяется целостность шва пояса, наплечных и набедренных лямок;

— проверяются монтажные карабины, чтобы они открывались и закрывались без заеданий.

Предэксплуатационная проверка может не выполняться в том случае, когда требуется экстренное применение тех или иных компонентов, которые ранее были упакованы или запаяны в упаковку компетентным лицом.

Периодическая проверка

Перед вводом в эксплуатацию и в процессе эксплуатации через каждые 6 мес. потребитель должен подвергать систему или её компоненты, за исключением амортизатора , испытанию на статическую нагрузку, равную 4 кН, по следующей методике:

Страховочную привязь одевают на манекен, имитирующий туловище человека, застегивают пряжку ремня, регулируют длину лямок, обеспечивая их плотную затяжку. Элемент крепления привязи (кольцо) закрепляют к неподвижной конструкции. К цилиндру или манекену плавно, без рывков прикладывают нагрузку F = 4 кН (400 кгс) в течение 5 минут. Испытания проводятся в отношении каждого элемента крепления привязи последовательно. В случае если в составе системы отсутствует амортизатор, можно проводить испытание системы в сборе. Систему или её компоненты считают выдержавшими испытания, если не произошло каких-либо разрушений, и они сохранили несущую способность. В паспорт привязи (системы) заносится дата проведения испытания.

Изъятие привязи, системы из эксплуатации

Для обеспечения безопасности важно, чтобы оборудование было немедленно выведено из эксплуатации, если:

— возникает любое сомнение по поводу условий его безопасного применения;

— оборудование было задействовано для останова падения, после чего оно не может применяться до тех пор, пока не будет письменного подтверждения от компетентного лица, что его можно использовать далее в работе.

Читать еще:  Распиловочный стол своими руками чертежи

Свидетельство о приемке

Продукция соответствует требованиям ГОСТ Р ЕН 361-2008, ГОСТ Р ЕН 363-2008, ГОСТ Р ЕН 355-2008 ГОСТ Р ЕН 362-2008 ГОСТ Р ЕН 354-2010, ГОСТ Р ЕН 358-2008 и ТУ 8786-001-92379177-2011. Сертификат № РОСС RU.АГ93.В02998 с 14.06.2012 по 13.06.2015 г.

Дата изготовления / Штамп ОТК

Наименование:

Дата первого применения___________________ Имя пользователя________________________

Хронология периодических проверок и ремонтов

Причина внесения записи (периодическая проверка или ремонт)

Обнаруженные дефекты, проведенные виды ремонта, прочая информация

Следующая запланированная дата периодической проверки

Проверка СИЗ от падения с высоты

Наиболее частая причина падения и главный фактор риска получения травмы при высотных работах – отсутствие или неправильное использование средств индивидуальной защиты, а также их некомплектность или несовместимость. Кроме того, несчастный случай может произойти по причине использования непригодного средства защиты. В этой статье разбираем, как должна быть организована проверка СИЗ от падения с высоты.

Проводятся ли динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты?

Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.п. 95-96 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 28.03.2014 №155н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся».

С 2015 года все страховочные средства подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Кто оценивает значимость дефектов СИЗ от падения с высоты?

В процессе эксплуатации средства индивидуальной защиты от падения с высоты могут изнашиваться, портиться под воздействием неблагоприятных факторов, выходить из строя в случае срабатывания амортизационных механизмов и пр. Оценкой значимости дефектов и принятием решения о дальнейшей эксплуатации средства индивидуальной защиты согласно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, занимается уполномоченное работодателем должностное лицо либо комиссия по охране труда.

По результатам осмотра обязательно заполняют соответствующие графы учётной карты СИЗ либо составляют отдельный формуляр. При этом п. 28 этих же правил возлагает ответственность на работника о своевременном уведомлении работодателя о неисправности выданного ему страховочного средства. Поэтому работникам, выполняющим работы на высоте, также надлежит знать, что, как и когда проверять.

Компетентное лицо по проверке СИЗ

Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты назначается приказом по организации и должно обладать 3 группой допуска по безопасности. Помимо этого ответственный сотрудник должен знать:

  • текущие требования к периодическим проверкам СИЗ;
  • рекомендации и инструкции производителей страховочных средств.

Он должен уметь:

  • определять и оценивать значимость дефектов;
  • устанавливать степень износа СИЗ;
  • инициировать мероприятия по уходу и ремонту;
  • составлять акт о списании непригодных страховочных средств и их элементов.

Для соответствия этим требованиям назначенному лицу может потребоваться обучение, как вводное (перед началом работы), так и повышающее квалификацию (при вводе в эксплуатацию новых моделей СИЗ и пр.).

Как часто должны подвергаться полному осмотру СИЗ от падения с высоты?

Частота проведения полных осмотров определяется инструкцией производителя, как правило, промежуток между проверками не превышает 12 месяцев. Однако компетентное лицо вправе установить более частые проверки – специальные, с учётом условий и интенсивности использования. Так, привязь сварщика чаще подвергается риску оплавления, страховочные элементы при эксплуатации на химическом заводе или в морском порту больше подвержены коррозии и т.д.

При этом п.96 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.

Предэксплуатационная проверка, проводимая перед каждым использованием (в том числе и перед самым первым), включает в себя:

  • визуальную и тактильную проверку состояния и функциональности СИЗ;
  • внешний осмотр анкерных устройств на предмет отсутствия механических повреждений, следов коррозии и деформации;
  • проверку наличия маркировок и срока годности изделия.

Срок годности для СИЗ от падения с высоты имеющих неметаллические элементы не должен превышать 5 лет. Для синтетических канатов — 2 года или 400 часов эксплуатации, для касок — 5 лет.

Подробнее про маркировку СИЗ от падения с высоты в статье.

Этапы проверки СИЗ от падения с высоты

В инструкциях по эксплуатации СИЗ от падения с высоты производителем излагаются основные требования и этапы проведения периодических проверок. В общем виде алгоритм полного осмотра состоит из следующих шагов:

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

При наличии одного из следующих критериев СИЗ от падения с высоты подлежит немедленной выбраковке и исключению из эксплуатации. В противном случае увеличивается вероятность наступления несчастного случая, расследования и привлечения виновных лиц к ответственности. Критерии выбраковки:

  • выявлено нарушение требований безопасной эксплуатации при предэксплуатационной или периодической проверке;
  • средство было использовано для остановки падения;
  • изделие эксплуатировалось не по назначению;
  • маркировки производителя отсутствуют либо не читаются;
  • неизвестна история использования СИЗ от падения с высоты;
  • истёк срок службы или хранения;
  • изделие подвергалось ремонту, несанкционированному производителем;
  • возникли сомнения в целостности, комплектности или совместимости СИЗ.

Проверка страховочной привязи

При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:

  1. Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
    • порезы;
    • износ;
    • оплавления;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
    • надрывы;
  2. Нити силовой прошивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
  3. Индикаторы срыва;
  4. Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
    • деформация;
    • отметины;
    • износ;
    • коррозия;
  5. Элементы обеспечения комфорта:
    • ограничители хода;
    • прошивка защитных компонентов;
    • защитное покрытие;
    • мягкие накладки;
    • разгрузочные петли и др.

Во время функциональных проб проверяют:

  • установку ленты в пряжках;
  • функционирование быстроразъёмных пряжек ФАСТ;
  • работу регулировочных пряжек.

Проверка стропов

При визуальном осмотре стропы уделяют пристальное внимание состоянию следующих элементов:

  1. Лента амортизатора:
    • порез;
    • износ;
    • обожженные места;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
  2. Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Канатное основание стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • химическое загрязнение;
    • грыжи;
  4. Тросовое основание стального стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • химическое воздействие;
    • следы коррозии;
    • сгибы;
    • скрутки;
  5. Заделка петель;
  6. Защитные коуши:
    • наличие;
    • деформация;
  7. Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
    • наличие;
    • коррозия;
    • деформация;
    • отметины;
    • трещины;
    • износ;
  8. Защитные чехлы:
    • наличие;
    • износ.

При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.

Проверка канатов

При визуальном осмотре канатов обращают внимание на появление дефектов в следующих функциональных элементах:

  1. Оплётка:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • отметины;
    • химическое воздействие;
    • открытие сердцевины;
    • грыжи;
  2. Нити швов в прошитых концах:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Узлы:
    • форма;
    • износ.

Сердцевина каната подлежит тактильной проверке – прощупыванию, в ходе которого отмечают наличие следующих дефектов:

  • жёсткие места;
  • мягкие места;
  • загибы и перекручивания;
  • грыжи;
  • отсутствие оплётки.

Проверка зажимов

При визуальном осмотре зажима внимание проверяющего сосредотачивается на состоянии следующих элементов:

  1. Корпус и рычаг зажима, блокирующий механизм, соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки):
    • наличие;
    • коррозия;
    • деформация;
    • отметины;
    • трещины;
    • износ;
  2. Лента амортизатора:
    • порез;
    • износ;
    • обожженные места;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
  3. Нити силовой зашивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  4. Гибкая анкерная линия:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • химическое воздействие;
    • грыжи;
  5. Защитные коуши и чехлы:
    • наличие;
    • деформация.

На функциональных пробах проверяют:

  • работу запирающего механизма;
  • эффективность работы возвратной пружины;
  • передвижение вдоль анкерной линии;
  • остановку при воздействии нагрузки.

Проверка соединительных звеньев

При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.

Проверка спусковых устройств

Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

Проверка блок-роликов

При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

Проверка блокирующих устройств втягивающего типа

Визуальный осмотр блокирующих устройств втягивающего типа проводят по тем же параметрам, что и осмотр стропов и страховочных привязей. На функциональных пробах обращают внимание на способность ленты свободно вытягиваться и втягиваться, а также остановку при резком приложении нагрузки.

Проверка касок

При визуальном осмотре каски обращают внимание на наличие трещин, отметин, оплавлений, следов химического воздействия. Проведение эксплуатационной проверки нацелено на оценку работы регулировочных механизмов головного, затылочного и подбородочного ремня.

Журнал осмотра страховочных привязей

По результатам осмотра страховочных привязей компетентное лицо заполняет журнал или отдельный формуляр. Требования к периодическому осмотру содержатся в ГОСТ 365-2010. Каждый производитель предлагает свой вариант бланка проверки СИЗ:

Страховочная привязь с плечевыми и ножными лямками: рекомендации по выбору и эксплуатации

Выполнение высотных работ требует особого внимания, как к профессиональному уровню исполнителя, так и к наличию и качеству страховочных приспособлений.

Опытный исполнитель не приступает к заданию без полного обеспечения собственной безопасности, которое осуществляется с помощью специальных страховочных систем.

Однако сам факт наличия специальной привязи в комплексе системы защиты еще не гарантирует полную безопасность работника. Чтобы быть уверенным в используемом изделии, необходимо провести тщательную проверку его характеристик, а также провести испытания страховочных привязей на практике.

Предварительная оценка производится в соответствии с рядом обязательных требований, от выполнения которых зависит не только своевременность и качество выполненной работы, но и сама жизнь исполнителя.

Сфера применения и назначение

Системы, комплекс которых представляет страховочная привязь с плечевыми и ножными лямками, являются обязательными для обеспечения требований безопасности при выполнении работы на высоте любого вида.

Статус высотной работы получает в том случае, если работник во время ее выполнения находится на расстоянии от двух метров от поверхности. Работы, осуществляемые в безопорном пространстве на уровне не менее пяти метров над поверхностью, получают статус верхолазных.

Использование страховочного снаряжения обязательно в таких случаях, как:

  • Выполнение высотных работ на строительных объектах;
  • Работа на монтажных горизонтах;
  • Монтаж и ремонт ЛЭП;
  • Осуществление кровельных работ;
  • Необходимость выполнения спуска или подъема;
  • Выполнение заданий в закрытых пространствах.
Читать еще:  Ескд обозначение отверстий на чертежах

Особенности конструкции

Устройство комплекта состоит из нескольких элементов, которые предназначаются для охвата тела работника, чтобы, в случае необходимости, предотвратить либо остановить его падение.

В перечень элементов в зависимости от самой модели привязи, входят плечевые лямки, регулировочная пряжка плечевых лямок, задние тяги, назначение их заключается в соединении ножных обхватов и плечевых лямок.

Также страховочная привязь имеет предохранительный лямочный пояс, текстильные петли для карабинов, петли для распределения снаряжения, ножные обхваты с накладками.

Особое внимание уделяется пряжкам. Их несколько:

  • Для регулирования ширины кушака;
  • Для регулирования высоты спинной точки;
  • Для регулирования ножных обхватов.

В описании часто указываются несколько составляющих, обладающих определенными возможностями в процессе работы. Так, страховочная привязь является компонентом систем, предотвращающих падение.

Привязь, удерживающая, применяется для осуществления охвата тела работника, чтобы в дальнейшем не произошло его попадание в зону повышенного риска падения. Специальная конструкция для сидячего положения служит для принятия удобной рабочей позиции, если потребуется низкая точка крепления.

Также имеется соединительно-амортизирующая подсистема, роль которой заключается в соединении привязи с анкерным устройством. Таким образом, достигается сама остановка падения в сочетании с поглощением силы, возникающей при этом. Соединить страховочную привязь с прочной поверхностью – задача анкерного устройства.

Как правильно выбрать

Для того чтобы система безопасности выполняла свое назначение в качестве страхующего и удерживающего устройства и обеспечивала правильное позиционирование в рабочем положении, необходимо обратить внимание на ряд критериев.

Конструкция должна работать таким образом, чтобы исполнитель не испытывал какого-либо дискомфорта, если необходимо выполнять длительную по времени работу. Поэтому к страховочным привязям предъявляются жесткие требования.

Модель соответствует требованиям, если:

  • Материал, из которого изготовлена страховочная привязь, может выдерживать вес, значительно превышающий вес человека (хорошо зарекомендовали себя системы из полиамида);
  • Привязь имеет небольшой вес;
  • Система является простой и удобной в процессе эксплуатации;
  • Размер соответствует индивидуальным особенностям работника;
  • Пояс-кушак поддерживает спину, уменьшая при этом степень утомляемости;
  • Плечевые лямки располагаются на достаточном расстоянии друг от друга, что позволит предотвратить любые травмы шеи;
  • Пряжки самоблокирующиеся, не допускающие произвольного расстегивания ремней или лямок в процессе работы;
  • Все характеристики страховочной привязи находятся в полном соответствии с требованиями ГОСТа.

Периодичность осмотра страховочных привязей должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТа. Правильно подобранная, изготовленная из высококачественных материалов страховочная привязь, должна проходить постоянную проверку перед каждым применением.

Прежде всего, снаряжение осматривают на предмет наличия поврежденных участков, правильной совместимости компонентов, отсутствия механических или химических повреждений, а также возможной вероятности самопроизвольного раскрытия пряжек.

Инструкция по использованию

Для каждой модели страховочного изделия производителем, в обязательном порядке, предоставляется инструкция по безопасной эксплуатации страховочных привязей. Общими для большинства из существующих комплектов являются следующие рекомендации:

  • Перед началом эксплуатации необходимо надеть привязь и выполнить необходимые действия с ремнями пояса и ножных обхватов;
  • Далее следует произвести регулировку высоты спинной точки с последующим затягиванием ремня плечевых лямок;
  • Выполнить соединение плечевых лямок и пояса, применив для этого специальные карабины;
  • Если присутствует соединительно-амортизирующая подсистема, зафиксировать с ее помощью привязь к анкерному устройству;
  • Проверить наличие свободного пространства под исполнителем, если анкерное устройство невозможно расположить над ним.

Немаловажным для проведения высотных работ является учет негативных факторов, которые могут повлиять на эксплуатационное состояние страховочной системы.

Прежде всего, речь идет о несоответствии текущих температурных режимов тем, которые указаны производителем в инструкции к изделию.

Также рекомендуется максимально исключить риск повреждения привязей химическими веществами, острыми и режущими предметами, последствиями маятниковых падений. В случае невозможности полностью нейтрализовать опасность повреждения, необходимо использовать дополнительные защитные средства.

Кому необходимы трикотажные перчатки с полимерным покрытием и для каких целей, вы сможете узнать из этого материала.

Что такое камерные перчатки и где их применяют, читайте здесь.

Правила и сроки хранения

Условия хранения страховочных привязей должны обеспечивать, в первую очередь, отсутствие вероятности любого рода повреждений (механических, химических либо повреждений, связанных с воздействием атмосферных явлений). Поэтому комплекты снаряжения хранятся в сухих помещениях, тщательно очищенными от каких-либо загрязнений и защищенными от воздействия солнечного света.

Нельзя хранить изделия вблизи от отопительных приборов, а также в близком соседстве с горючими веществами (бензин, керосин), кислотами либо другими химическими соединениями, способными вызвать разрушение материала, из которого изготовлены страховочные привязи. Укладывать на хранение изделия после очистки от загрязнений можно только в том случае, если материал полностью высушен естественным образом.

Гарантированный срок службы и хранения страховочной привязи с плечевыми и ножными лямками составляет один год. Сроки годности, указанные производителем, обычно составляют от трех до пяти лет.

Использовать изделие после истечения срока годности категорически запрещено. В этом случае, как и при обнаружении повреждений, либо осуществлении остановки падения, привязь выбраковывают и уничтожают во избежание случайного или намеренного использования некомпетентными лицами.

В заключение предлагаем вам посмотреть интересный видеоролик, как правильно одевать и использовать во время выполнения высотных работ страховочную привязь с плечевыми и ножными лямками.

Инструкция по применению удерживающих и страховочных систем и их компонентов.

Общие сведения

Привязь со стропом образует систему, в зависимости от назначения и комплектации системы подразделяются на удерживающие и страховочные.

Удерживающая система предназначена для выполенеия работ в режиме удержания, поддержания, позиционирования и ограничения перемещения в пространстве.

Страховочная система предназначена для снижения вероятности травмирования в случае падения рабочего с высоты.

Системы применяется при выполенеии монтажных, строительных, восстановительных, спасательных и других видах работ на высоте, а также для работы в колодцах, траншеях и других замкнутых пространствах, в комплектации с когтями и лазами применяются для работ на воздушных линиях электропередачи и связи.

Эксплуатация в различных климатических условиях при температуреокружающей среды от -40Сдо +50С.

Компоненты системы:

Привязь — может состоять из поясного ремня с пряжкой, кушаком, элементами крепления стропа, а также включать в себя набедренные и/или наплечными лямками.

Строп — это фал из ленты, каната, металлического троса ПВХ оболочке или цепь с одним или двумя карабинами. Стропы могут быть двойными, регулируемыми или с амортизатоом.

Амортизатор — предназначен для рассеивания кинетической энергии, развиваемой при падении.

Компоненты могут быть соединены между собой неразъемными элементами крепления или при помощи соединительных карабинов.

Технические данные:

— Величина обхвата талии привязи — от 740 до 1440 мм

— Длина стропа (стандартная) — 1,45м +-50мм

— Длина стропа (удлиненного) от 1,45 до 50 м +- 5% длины

— Длина двуплечего (двойного) стропа — 1,5м +-50мм

— Длина стропа регулируемого — max 2 м+-50 мм/ min 11+- 50 мм

— Статическая разрывная нагрузка строп и привязей, кН (кгс), не менее — 15(1500)

— Снижение динамической нагрузки, амортизатором, при падении до 6 кН или 600кгс

Как правильно одевать привязь (систему) с наплечными и набедренными лямками.

1. Чтобы одеть привязь (систему) с наплечными и набедренными лямками, нужно расправить ленты, взять привязь (систему) за заднее D -кольцо, зтем перхватить чуть выше (за наплечные лямки). Затем расстегните пояс и пропустите ноги в набедренные обхваты, потом проденьте руки в наплечные обхваты, застегните пояс.

2. На одетой привязи (системе) отрегулируйте длину лент таким образом, чтобы ремни и лямки плотно прилегали к телу, сначала пояс, потом набедренные и наплечные лямки. Провертье правильно ли застегнуты пряжки.(с начала прямой, затем обратный ход, ленту заправить под тренчик, чтобы остаток свободного конца не превышал 5 см).

Проавильное соединение строп к привязи

Для текстильных строп — продеваем крепежную петлю D — кольцо, далее продеваем карабин в эту крепежную петлю и затягиваем. Отдельно поставляемый строп из металлической цепи и металлического троса в оболочке присоединяется к привязи посредством винтового карабина (класc Q) Кс

Требования при использовании систем

При использовании удерживающей системы необходимо, чтобы анкерная точка крепления стропа находилась на уровне талии или выше. Строп должен находиться в натянутом состоянии, свободное перемещение должно быть ограничено не более 0,6 м. Для страховочной системы необходимо, чтобы анкерная точка крепления стропа находилась выше пользователя и под ним должно находиться не менее 6 м свободного пространства. Строп крепиться таким образом, чтобы свободное падение составляло не более 0.5 м. При подсоединении системы к анкерной точке или анкерному устройству нужно убедиться в её прочности (не менее 15кН или 1500 кгс), пригодности и месту положения. Анкерная точка должна соответствовать стандарту EN795.

Допуск к работе

К высотным работам не допускаются лица находящиеся под наркотическим, алкогольным опьянением или под действием сильнодействующих медицинских препаратов, а также лица не прошедшие медицинское освидетельствование.Применять систему и её компоненты могут только лица: достигшие 18 лет; прошедшие обучение и инструктаж по технике безопасности, и получившие допуск к самостоятельной работе. На месте проводимых высотных работ должен находиться план эвакуации на случай экстренных ситуаций.

Ограничение применимое к материалам, опасность, которая может повлиять на работоспособность системы и её компонентов

Соблюдать меры предосторожности, которые могут повлиять на работу системы и её компонентов. например, режущие, абразивные или климатические воздействия, электропроводность, химические реактивы, маятниковые падения, ультрофиолетовое излучение, острые кромки.

Запрещается:

Использовать текстильные стропы для работ связанных с огнем, а также освободить эти стропы по острым краям или вокруг них

— Использовать строп. как отдельный компонент снаряжения, предохраняющим от падения с высоты (только с привязью)

— Работать при не закрытых затворных карабинов;

— Использовать систему и её компоненты, если они были задействованы для остановки падения

— Производить закрепление карабином непосредственно за фал стропа путем обхвата им опоры

— Хранение системы и её компонентов с термовыделяющими приборами, кислотами, щелочами, маслами, бензином, растворителями;

— Внесение изменеий , дополнений в конструкцию изделий, без предварительного письменного разрешения производителя. Любой ремонт должен выполняться только в соответствии с процедурами производителя

— Использовать систему и её компоненты вне пределах применимых к ним ограничений или не в соответствии с их прямым назначением.

Предэксплуатационная проверка

Перед началом работы выполняется предэксплуатационная проверка оборудования с целью получения гарантии того. что перед началом эксплуатации оно находиться в рабочем состоянии. Производится тщательная визуальная проверка следующего:

— наличие отметки о проведении эксплуатационных испытаний

-металлических деталей на предмет коррозии, ржавчины, деформации, трещин

— лента проверяется на отсутствие надрывов, масленых пятен, прожогов и других дефектов

— проверяется целостность шва пояса, наплечных и набедренных лямок

— проверятся проверяются монтажные карабины, чтобы они открывались и закрывались без заеданий.

Предэксплуатационная проверка может не выполняться в том случае, когда требуется экстренное применение тех или иных компонентов, которые ранее были упакованы или запаяны в упаковку компетентым лицом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×